Все музыканты // Севицкий, Фабиан

23 января 2011





Фабиан Севицкий — американский дирижёр российского происхождения. Племянник Сергея Кусевицкого, отбросивший первые два звука своей фамилии во избежание путаницы, однако до середины 1920-х годов выступал и под собственным именем.

Биография

Фабиан Кусевицкий родился в семье дирижёра и музыкального педагога Адольфа Александровича Кусевицкого и его жены Раисы Давыдовны. С 1923 года работал в США, первоначально как контрабасист Филадельфийского оркестра, но уже в 1925 г. одновременно с работой в оркестре организовал в Филадельфии собственный камерный оркестр. В 1930-е гг. как приглашённый дирижёр выступал с оркестрами Австрии, Германии, Южной Америки и руководил в Бостоне Народным симфоническим оркестром. В 1936 г. в качестве приглашённого дирижёра с большим успехом выступил с Индианаполисским симфоническим оркестром и в следующем году был приглашён воглавить этот коллектив, у руля которого оставался до 1955 г. Одновременно продолжал принимать активное участие в развитии латиноамериканской музыкальной культуры — особенно прочные отношения связывали Севицкого с Буэнос-Айресом, где он многократно выступал и учредил собственный конкурс для молодых композиторов, особенно известный тем, что в 1953 г. его победителем стал Астор Пьяццола; оркестр под управлением Севицкого исполнил конкурсную вещь Пьяццолы — три пьесы для оркестра «Буэнос-Айрес» — в ходе концерта в Буэнос-Айресской школе права, закончившегося потасовкой в публике, часть которой сочла себя оскорблённой тем, что в состав оркестра были добавлены два «простонародных» бандонеона. Севицкий также покровительствовал молодому японскому композитору Акире Ифукубе, исполнив в 1936 г. мировую премьеру его «Японской рапсодии», а в 1954 г. — мировую премьеру его Sinfonia Tapkaara с Индианаполисским симфоническим.

В поздние годы Севицкий успел поработать в Гаване и Гватемале прежде чем обосновался в Майами, где преподавал в университете и преобразовал университетский оркестр в Филармонический оркестр Майами, которым руководил до самой смерти.

По воспоминаниям Гордона Эпперсона, игравшего в оркестре Севицкого в Индианаполисе, Севицкий был не лишён эксцентричности:

Он носил пелерину и дирижировал по памяти. В том сезоне мы делали несколько записей, в том числе симфонию Чайковского «Манфред», которая длится почти два часа. Ему совершенно не нужно было дирижировать ею по памяти, но именно так он и сделал. Он то и дело сбивался, воздевал руки и глядел на нас так, как будто это мы были виноваты. И мне всегда казалось, что он талантливый человек, но отчасти шарлатан. На вечеринке оркестрантов по случаю окончания сезона он экспромтом сыграл на контрабасе «Маленькую ночную серенаду» Моцарта — и это было совершенно прекрасное исполнение, которое заставило меня понять, что за всеми этими представлениями есть подлинная глубина.

Первая жена — оперная певица Мария Кусевицкая. Второй женой Севицкого была арфистка Мэри Сполдинг Севицки.



Просмотров: 7444


<<< Самуэль, Герхард