Все музыканты // Ротару, София Михайловна - 1986—1989: Новая волна — европоп и хард-рок

23 января 2011


Оглавление:
1. Ротару, София Михайловна
2. Сценическое имя
3. 1947—1961: Детство и начало творческого пути
4. 1962—1967: Начало карьеры и украинский поп-фолк
5. 1968—1973: Международное признание
6. 1974—1979: Новые авторы и молдавский лиризм
7. 1980—1985: Взлёт актрисы и новые сотрудничества
8. 1986—1989: Новая волна — европоп и хард-рок
9. 1991—1999: Новое время
10. 2000—2006: Музыкальное лидерство в 2000-х
11. 2007: 60-летний юбилей
12. Семья
13. Политика
14. Поклонники
15. Дискография
16. Фильмография



В середине 1980-х годов в творчестве наметился определённый переломный период. Поисками новой эстетики творчества был проникнут музыкальный фильм «Монолог о любви», в котором в отличие от предыдущего «Вас приглашает София Ротару» только композиция И. Поклада «Течёт вода» несла прежний фольклорный характер и имидж колхозной девушки, ставшей звездой. В фильме «Монолог о любви» София Ротару исполнила песню «Amor» в качестве виндсёрфера, в открытом море и без дублёра. «Монолог о любви» — альбом вышедший в 1986 году с саундтрэками и песнями из одноимённого музыкальный фильма, стал последней работой Ротару с первоначальными украинскими композиторами. Ансамбль «Червона рута» вернулся к украинской песне и покинул певицу, что стало для Ротару и Анатолия Евдокименко, художественного руководителя «Червоной руты», большой неожиданностью. В одном из интервью София Ротару на вопрос журналиста «Когда-нибудь Вам было по-настоящему страшно?» ответила: «Когда меня предали. Это было связано с коллективом „Червона рута“, который Толик в своё время организовал. Это был пик популярности, когда нас носили на руках, когда на концертах машины поднимали. Ребятам показалось, что они могут рассчитывать на успех и без меня, что я неправильно к ним отношусь, не тот репертуар, что они получают мало денег… Когда мы с Толиком уехали на родину, они собрались и решили, что мы им не нужны. Они ушли со скандалом и с именем „Червона рута“.»

Резкое изменение направления творчества Ротару произошло после начала сотрудничества с композитором Владимиром Матецким в 1986 году. Уже появились «Лаванда» и «Луна, луна» москвича Владимира Матецкого — две самые популярные песни СССР 1986 года. Совместный альбом Ротару и Матецкого «Золотое сердце» были записаны уже с московскими студийными музыкантами. София Ротару перешла к композициям стиля европоп, вплоть до элементов хард-рока. Матецкий и его соавтор поэт Михаил Шабров практически монополизировали право на сотрудничество с Ротару в течение последующих 15 лет, производя талантливые работы, в большом количестве вошедшими в концертные программы 1990—2000 гг., и становившимися популярными за счёт харизматической личности Ротару и её незаурядных вокальных данных. Начало этому сотрудничеству положила песня «Лаванда», написанная В. Матецким в 1985 году для её дуэта с Яаком Йоалой и до сих пор не потерявшая своей популярности. За «Лавандой» последовали «Луна, луна», «Было, но прошло», «Дикие лебеди», «Хуторянка», «Засентябрило», «Лунная радуга», «Звезды как звезды», «Ночной мотылёк», «Золотое сердце», «Жизнь моя, моя любовь» и многие другие.

В 1986 году композитор В. Мигуля написал специально для певицы песню «Жизнь», которая очень редко звучала.

Активная гастрольная деятельность и постоянное присутствие в музыкальных эфирах привели к тому, что к концу 80-х годов С. Ротару объективно стала лидером советского песенного искусства. 11 мая 1988 года Софии Ротару за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства присвоили звание Народной артистки СССР, первой из современных поп-певиц.

Вместе с тем, переход на русскоязычный репертуар вызвал определённое отторжение на Украине. Обвинения в предательстве национальной культуры, кроме общего роста национализма активно подогревались советскими государственными продюсерскими структурами, филармониями и концертными объединениями, терявшими в ходе экономических реформ контроль над финансовой стороной концертной деятельности Ротару. Во избежание масштабных провокаций, Ротару отказалась от участия в фестивале «Червона рута», проводившегося на её родине в 1989 году. В конце 80-х годов обострившиеся межнациональные отношения привели к тому что в 1989 году на сборном концерте во Львове на стадионе «Дружба» присутствовавшая часть зрителей, настроенная против Софии Ротару, встретила певицу плакатами «София, тебя ждет кара!» и свистом, что привело к столкновениям с её поклонниками.

Тем не менее София Ротару продолжала петь украинские песни и постоянно включала их в первые отделения концертных программ. Новыми песнями этого периода на украинском языке стали произведения Н. Мозгового, А. Близнюка, Е. Рыбчинского, Ю. Рыбчинского, и позднее — Р. Квинты. В то же время ею была подготовлена и представлена зрителю в 1991 году новая программа, вошедшая в альбом Романтика наполовину состоявшая из ремейков песен Ивасюка и других известнейших украинских композиторов и поэтов на украинском языке, в частности, «Червона рута», «Черемшина», «Кленовий вогонь», «Край», «Сизокрилий птах», «Жовтий лист», ставших классикой украинской эстрадной песни, после чего подобные обвинения рассыпались.

В 1991 году вышла следующая работа Ротару и Матецкого — LP «Караван любви», также с заметным влиянием в стилистике хард-рока и метала, находившимся в то время на пике своей популярности. Одновременно с альбомом выходит одноимённый музыкальный телефильм и концертная программа Золотое сердце, ставшая последней программой певицы времён СССР.

Распад Союза отразился на географии поездок Софии Ротару. Министерство культуры СССР обязывало артистов совершать гастроли по «горячим точкам». Отказавшись вначале, Ротару, подготовила программы «Друзья остаются друзьями» и «Караван любви» представленные в Вильнюсе, Риге, Таллине, Тбилиси, Баку и Ереване. Концерты проходили в помещениях с отсутствием соответствующих условий, что привело в итоге к воспалению лёгких. София Ротару сказала «Меня предупреждали: не спускайся в зал, мало ли что. Даже охрану приставили. А я считаю: с чем к человеку идёшь, тем он тебе и отплатит».

В конце 80-х, участвуя в сборном концерте, София Ротару обратила внимание на выступление балета «Тодес» и пригласила к сотрудничеству. Танцы «Тодеса» сделали её песни более зрелищными со сценической точки зрения. В концертных программах этого периода София Ротару почти все песни танцевала с «Тодесом». Этот творческий союз просуществовал около пяти лет. Алла Духова, художественный руководитель балета сказала, что именно с Ротару балет «Тодес» начал успешную деятельность.



Просмотров: 19002


<<< Романтика (альбом Софии Ротару)