Все музыканты // Родригес, Арсенио - Конхунто

23 января 2011


Оглавление:
1. Родригес, Арсенио
2. Детские годы
3. Музыкальная карьера
4. Конхунто
5. Пик творчества
6. Переезд в США
7. Современники об Арсенио
8. Наследие Арсенио Родригеса
9. Дискография
10. Видео



Один из вариантов первого состава конхунто Арсенио Родригеса.
Центральное фото
Арсенио Родригес
По часовой стрелке
Нило Альфонсо;
Исраэль «Кике» Родригес;
Мигелито Куни;
Антолин Суарес «Папа Кила»;
Бенетин Бустильо;
Рубен Кальсадо;
Педро Луис Саррасен;
Марселино Герра;
Адольфо О’Рейлли

Афиша тех лет

Арсенио был не первым, кто добавлял фортепиано в состав кубинского секстета или септета. До него, ещё в 1935 году, это было сделано «Секстетом Микито», предшественником знаменитого «Конхунто Касино». Разница заключалась в том, как именно Арсенио использовал фортепиано. Если «белые» группы заменяли исполняемые на тресе риффы фортепианными монтуно, как это принято в современной сальсе, то Арсенио сохранил эту роль за тресом, что позволило ему освободить фортепиано для исполнения более сложных партий, в том числе сольных, на манер игры Рубена Гонсалеса.

Введённая в состав ансамбля тумбадора добавила музыке энергичности и глубины, а две трубы сделали звучание конхунто удивительно захватывающим. Как ни странно это покажется сегодня, конга стала широко использоваться в кубинской музыке благодаря этому нововведению Арсенио Родригеса. Более ранние формы кубинских оркестров — оркеста типика, чаранга, секстет и септет — не знали конги, которая считалась «дикарским инструментом». Сегодня же конга — «визитная карточка» латиноамериканской музыки.

В результате, конхунто вскоре почти совершенно затмили оркестры-чаранги, которые использовали скрипки и флейты вместо медных духовых и ассоциировались в то время исключительно с дансоном. Только появление в середине 1950-х годов ча-ча-ча восстановило их популярность.

Первый состав

В состав первого конхунто, созданного Арсенио Родригесом, входили:

  • трубы: Рубен Кальсадо и Мигель Молине;
  • трес: Арсенио Родригес;
  • фортепьяно: Лино Фриас;
  • гитара и второй голос: Марселино Герра;
  • контрабас: Нило Альфонсо;
  • тумбадора: Исраэль «Кике» Родригес — брат Арсенио;
  • бонго: Антолин Суарес «Папа Кила»;
  • вокалисты: Мигелито Куни и Педро Луис Саррасен.

Однако изменения структуры ансамбля оказали влияние не только на звучание конхунто, но и на исполняемую им музыку. Присоединившийся к ансамблю в 1943 году трубач Бенетин Бустильо пытался копировать на трубе пассажи флейтиста Антонио Арканьо, что вдохновило Арсенио на создание стиля «сон-монтуно», который он первоначально назвал «эль дьябло» — «дьявол».

Сон-монтуно

Название «монтуно» происходит от песен крестьян-монтуно с востока Кубы, из провинции Орьенте, которые, работая на склонах, пели, перекликаясь с солистом-запевалой, повторяя припев в характерном стиле «вопрос-ответ». Этот африканский музыкальный приём использовался и в классическом кубинском соне в припевах, однако не занимал главного положения в общей композиции. Родригес же сместил акценты с куплета на припев, сделав повторяющийся припев-монтуно основной частью сона-монтуно и, таким образом, «африканизировав» традиционный сон. Монтуно послужило отличным фоном как для вокальных импровизаций солиста, так и для инструментальных импровизаций, исполняемых на тресе и трубе. Кроме того, Арсенио добавил в сон-монтуно много элементов румбы гуагуанко, сделавших музыку сона-монтуно более синкопированной и ритмичной. Эти нововведения совершили настоящую революцию в кубинской музыке. Фактически, в соне-монтуно уже присутствовали все составляющие мамбо; поэтому неудивительно, что многие пожилые кубинцы считают, что мамбо — тот же сон-монтуно, только «в другой упаковке».

Свою первую запись конхунто Арсенио Родригеса сделал в 1940 году, а в 1942 году на лейбле «RCA Victor Records» вышел его первый настоящий хит — это была песня: «Como traiga la yuca», которую публика окрестила «Скажи Каталине».

Второй состав

Второй состав конхунто Арсенио Родригеса.
Стоят
Кармело Альварес;
Альфредо «Чоколате» Арментерос;
Рене Скалл;
Арсенио Родригес;
Антолин Суарес «Папа Кила»;
Феликс Чаппоттин;
Карлос Рамирес
Сидят
Феликс Альфонсо;
Ласаро Прьето;
Луис «Лили» Мартинес

Обложка альбома «Монтунеандо»

Однако решающим событием в судьбе конхунто Арсенио Родригеса стало присоединение к ансамблю в 1946 году пианиста Луиса Мартинеса Гриньяна, известному под именем Лили Мартинес. Лили Мартинес, наряду с Рубеном Гонсалесом и Перучином-старшим, — один из трёх музыкантов, фактически создавших современную кубинскую фортепианную школу. Однако в то время Лили Мартинес ещё отнюдь не был классиком кубинской музыки и, чтобы как-то сводить концы с концами, работал официантом в своём родном городе Гуантанамо. Здесь его и застала телеграмма из Гаваны, сообщавшая, что Арсенио был бы рад видеть Лили в составе своего ансамбля. Никто не знает, откуда Родригес мог узнать о нём, однако известно, что Арсенио обладал сверхъестественной интуицией, которая позволяла ему приглашать музыкантов в свой ансамбль без предварительного прослушивания. Интуиция не подвела Арсенио и на этот раз. Лили стал главным аранжировщиком и постоянным пианистом конхунто, проработав в нём до 70-х годов, сперва под руководством Арсенио Родригеса, а затем — Феликса Чаппоттина.

Конхунто Арсенио Родригеса того времени был, вероятно, наиболее сильным коллективом, когда-либо исполнявшим кубинскую музыку. Ансамбль был невероятно популярен среди чернокожих слушателей, но белая публика не приглашала Арсенио выступать на танцах в ночных клубах или казино — отчасти из-за расовых предрассудков, но по большей части оттого, что не умела танцевать под изобретаемые Арсенио «африканизированные» ритмы. Единственным местом, где Арсенио Родригес мог играть свободно, была открытая площадка на воскресных танцах, проводившихся в саду пивоварни «Ла Тропикаль».

В состав конхунто Арсенио Родригеса образца 1946 года входили:

  • трубы: Феликс Чаппоттин, Альфредо «Чоколате» Арментерос, Кармело Альварес;
  • трес: Арсенио Родригес;
  • фортепиано: Лили Мартинес;
  • гитара и второй вокалист: Карлос Рамирес;
  • контрабас: Ласаро Прьето;
  • тумбадора: Феликс «Чоколате» Альфонсо;
  • бонго: Антолин Суарес «Папа Кила»;
  • вокалист: Рене Скалл — кузен Арсенио.

«Чоколате» Арментерос недолго работал с Арсенио. На записях 1948 года партию труб исполняют уже Рафаэль Корбачо, Феликс Чаппоттин и Рубен Кальсадо. Хотя основным конгеро конхунто был Феликс «Чоколате» Альфонсо, время от времени ансамблю аккомпанировал на тумбадоре брат Арсенио, Кике, в том числе на записи в студии — например, в соне-монтуно «Киле, Кике и Чоколате».



Просмотров: 12807


<<< Родригес, Сильвио