Все музыканты // Рэй, Линк - Биография

23 января 2011


Оглавление:
1. Рэй, Линк
2. Биография
3. Награды и звания
4. Факты
5. Дискография



Ранние годы

Линк Рей родился 2 мая 1929 г. в семье Фредерика «Фреда» Линкольна Рея Lincoln Wray) и Лилли М. Норрис. Линк Рей рассказывал: «Я был в руках у Сатаны уже с момента рождения. Моя мать была инвалидом, и повивальная бабка говорила ей: „Чтобы сохранить твою жизнь, мы должны убить младенца“… В конце концов они взяли металлические щипцы, чтобы вытащить меня из неё, и у меня остались шрамы с обеих сторон головы».

По национальности Линк — на три четверти индеец племени шауни. Его мать никогда не ходила в церковь, но участвовала в особых христианских обрядах, восходящих к индейским традициям; от неё он и унаследовал эту своеобразную религиозность. Линк с самого детства был знаком с блюзами и госпелами, однако впервые услышал звук слайд-гитары в возрасте восьми лет от работника странствующего карнавала — афроамериканца по имени Хэмбон, который помог настроить новую гитару брату Линка Рэю и произвёл огромное впечатление на всю семью своим исполнением блюза. В 1943 г. семья Линка переезжает в Норфолк, Виргиния, где Фредерик Рей устраивается работать на судостроительную верфь. В возрасте 14 лет Линк с братом Рэем впервые пытается собрать группу для исполнения традиционного джаза. В это время огромное впечатление на Линка Рея произвела гитарная манера Чета Эткинса. В возрасте 15 лет за двенадцать долларов Линк Рей провёл целую ночь, обучаясь игре на гитаре у кантри-энд-вестерн музыканта Текса Риттера. В 1945—1947 гг. Линк играл свинг с Шериффом Тексом Девисом.

Когда Линка Рея призвали на службу в армию, он попал на Корейскую войну. Там Линк Рей заболел туберкулёзом, в результате чего лишился лёгкого.

В 1956 г. семья Линка Рея переезжает в Вашингтон, а оттуда — в Accokeek, Maryland.

Начало карьеры

Раннее промо-фото Линка и Вернона Реев. 1955 г.

После возвращения из армии Линк со своими братьями Дагом и Верноном формирует свою первую группу — Lucky Wray and the Lazy Pine Wranglers. Прозвище «Lucky», «счастливчик» принадлежало старшему из братьев Реев Вернону по причине его удачливости в азартных играх; в то время Вернон играл в группе на ударных и пел. Позже они меняют название на Lucky Wray and the Palomino Ranch Hands. После переезда в Вашингтон к группе присоединяется басист Шорти Нортон; одно время с ними также играл Дикси Нил. Они играли кантри и свинг, но Линк Рей утверждал, что значительное влияние на них оказали блюзовые исполнители Лидбелли и Элмор Джеймс. Вернон взял псевдоним Рей Вернон. Группа сотрудничала с местными композиторами и в 1956 г. приняла участие в ежедневном телешоу Milt Grant’s House Party.

В 1956 году Lucky Wray and the Palomino Ranch Hands делают свои первые записи на Starday Records. Примерно в то же время местный лейбл Kay издал эти и новые записи как EP.

Постепенно стиль группы меняется. Белый музыкант, исполнявший рок-н-ролл, в то время мог достичь успеха либо с поп-ориентированным, либо с кантри-ориентированным звучанием. Линк Рей же пытался исполнять «чёрный» блюз жёстко и агрессивно, идя совсем по другому пути привлечения к подобной музыке массового слушателя. Тем не менее, влияние «белого» рок-н-ролла — рокабилли на музыку Lucky Wray and the Palomino Ranch Hands было велико. Также на формирование стиля Линка повлиял рок-н-ролльный гитарист Дуэн Эдди. Тогда же из-за потери лёгкого врачи запрещают Линку Рею петь; вокальные партии становятся полностью обязанностью Вернона, а Линк всё больше сосредотачивается на работе с гитарой.

Конец 1950-х — 1960-е

Rumble. 1958 г.

В 1958 году после провала карьеры поп-певца из группы уходит Вернон; группа превращается в трио без вокалиста и меняет название на Link Wray and his Ray Men. Вернон становится менеджером Ray Men, которые уже выступают на разогреве у многих именитых артистов, включая Фэтса Домино, Рики Нельсона и The Diamonds. На концерте в Фредериксберге перед The Diamonds и была впервые исполнена ставшая легендарной композиция «Rumble». Эта инструментальная композиция на основе 12-тактового блюза была результатом долгой работы: Линк Рей говорил, что идея появилась у него вскоре после возвращения из армии, в 1956 г.; в окончательном варианте песня родилась из очень сырой попытки сыграть песню стиля «stroll». Существовало несколько ранних версий «Rumble». На первом же концерте «Rumble» произвела фурор и по требованию публики была сыграна ещё четыре раза.

«Rumble»
С альбома «Rumble! The Best Of Link Wray»

В организации выступлений группы участвовал диск-жокей Милт Грант, который фактически и исполнял обязанности менеджера Ray Men. Он отослал запись «Rumble» продюсеру Арчи Блейеру с Cadence Records. Тот пригласил Линка Рея для сессий записи, о чём вскоре пожалел — ведь Линк, чтобы добиться перегруженного и «живого» звука, делал дыры в колонках и усилителях, а также ставил микрофон прямо рядом с колонками. Помимо крайнего неприятия, которое у Блейера вызвало такое обращение с аппаратурой, продюсер решил, что бас фальшивит, и отклонил запись. Однако запись необычайно понравилась его дочери, и она способствовала выпуску её как сингла 31 марта 1958 года. Она же предложила назвать окончательный вариант «Rumble». Этот вариант названия содержал намёк на мюзикл «Вестсайдская история» и на сленге значил «бандитская перестрелка».

Легендарный сингл Rumble / The Swag.

Действительно, звучание «Rumble» для того времени было необычайно жёстким. Пит Тауншенд говорил: «Я помню, что в первый раз было довольно тяжело её слушать. Именно она привела к возникновению бешеного гаражного саунда». Наряду со зловещим, мрачным звучанием гитары, где сочетались гитарный «перегруз» и эффект вибрато, «опасное» название привело к тому, что «Rumble» была запрещена к проигрыванию на нескольких радиостанциях — первый и один из немногих случаев в рок-музыке, когда подобный запрет касался инструментальной композиции. Даже когда группа выступала в крупном шоу, ведущий Дик Кларк не решился произнести название композиции вслух. Однако запреты только подогревали интерес публики, и песня стала хитом как в США, так и в Великобритании.

Считается, что вклад Линка Рея в развитие гитарного рок-саунда был бы огромен, даже если бы он не записал ни единой композиции после «Rumble». Именно здесь впервые был применён «power chord», на котором в рок-музыке, как правило, строятся риффы. Применение здесь необычайно мрачного и тяжёлого для того времени звука, по сути, стало отправной точкой для развития классического рока как такового. Ну а поскольку в «Rumble» были заложены основы тяжёлого гитарного звука, и хэви-метал, и панк-рок напрямую происходят от этого сингла. Также очевидно, что звучание «Rumble» повлияло на становление сёрф-музыки. «Rumble», по некоторым версиям, считается первой песней в стиле гаражного рока — её жёсткий саунд, несомненно, оказал влияние на гараж 1960-х. Ранние The Who также испытали огромное влияние Линка Рея, в чём признавался лидер группы Пит Тауншенд; действительно, агрессивный гитарный звук и стиль гитарных соло этой влиятельной группы британского вторжения очень напоминает «Rumble» и другие ранние рок-н-ролльные инструменталы Линка Рея. Помимо Пита Тауншенда, в значительном влиянии на них «Rumble» и Линка Рея признавались почти все ведущие рок-музыканты 1960-х — Пол Маккартни, Джимми Пейдж, Джефф Бек, Джимми Хендрикс, Марк Болан, Нил Янг, Боб Дилан. Продюсер Ричард Готтерер сказал: «Это была решающая запись, она изменила множество последующей гитарной музыки, выпущенной после неё».

На концертах Линк Рей исполнял свои первые композиции в ещё более тяжёлом варианте, активно используя всевозможные гитарные эффекты, фузз и фидбэк. Сценический образ Линка Рея — чёрная кожаная куртка, тёмные очки — предвосхитил агрессивный имидж The Rolling Stones и других групп 60-х.

1959—1965 гг. Классические синглы

Продюсер «Rumble» Арчи Блейер был далеко не в восторге от жёсткого звука Link Wray and his Ray Men и тем более от обвинений в разжигании подростковой преступности. С целью «улучшить» их звук он хотел поручить их команде, записывавшей Everly Brothers. Однако мягкий поп-рок саунд не устраивал Линка Рея, и он перешёл на Epic Records. Когда в конце 1960 г. контракт с Epic закончился, Линк и Вернон основали собственный лейбл Rumble Records, на котором выпускают лишь один сингл «Jack The Ripper» / «The Stranger». В дальнейшем был заключён контракт с независимым лейблом Swan; подписание этого контракта совпадает с пиком популярности Линка Рея, на волне которой президент лейбла Берни Бинник даёт музыканту полную творческую свободу. Продюсировал записи на Swan Вернон.

Вторым синглом Линка Рея стал «Dixie Doodle» / «Rawhide». «Dixie Doodle» была концертным попурри из песен «Dixie» и «Yankee Doodle Dandy»; «Rawhide» была собственной композицией Линка Рея, в которой сочетались прото-сёрфовая гитара и бит в стиле тяжёлого блюза Джорджа Торгуда. В многом благодаря «Rawhide» сингл занял 23 место в чарте, став вторым и последним синглом Линка Рея, попавшим в Топ-40. Вслед за ним в 1959-1965 гг. Link Wray and his Raymen выпускают ряд по-прежнему интересных и тяжёлых синглов, которые в большинстве своём стали классикой инструментального рока. Несмотря на следование, по большей части, традиционным аккордным схемам, записи звучали изобретательно и разнообразно. Лишь немногие из них оказались неудачными: например, «Trail Of The Lonesome Pine» и «Clair-De-Lune», о которых сам Рей позже вспоминал с отвращением.

Первой выпущенной Линком Реем вокальной композицией стала «Ain’t That Lovin' You Babe» — кавер-версия блюза Джимми Рида. Линк Рей продемонстрировал сильный вокал, напоминающий ритм-энд-блюзового исполнителя Кларенса «Фрогмэна» Генри; в песне слышно тяжёлое дыхание певца, вызванное потерянным лёгким.

Также популярными стали синглы того же времени «Ace Of Spades» и особенно «Jack The Ripper» — главный, после «Rumble», шлягер Линка, который был навеян популярным в то время в Балтиморе танцем «грязное буги». В отличие от «Rumble», напоминавшей уличную драку, саунд «Jack The Ripper» вызывал ассоциации с автомобильной гонкой. Звук гитарного усилителя Линка был записан в конце длинной гостиничной лестницы, чтобы добиться максимального эффекта эха. В 1963 г. сингл «The Black Widow» / «Jack The Ripper» достиг 64 места в чартах. Также вышедший в 1963 г. сингл «Run Chicken Run» отличался оригинальной гитарной партией, имитирующей цыплячье кудахтанье. «Big City After Dark» стал одним из лучших блюзов Линка Рея благодаря «кричащей», тяжёлой и рваной гитарной партии.

«Jack The Ripper»
С альбома «Rumble! The Best Of Link Wray»

На концертах Линк Рей исполняет много рок-н-ролльной и ритм-энд-блюзовой классики. К сожалению, сохранившиеся записи почти не охватывают этот аспект творчества гитариста, о котором Эд Кинер говорил: «Сложно даже представить себе соул 60-х, сыгранный в манере Линка Рея. Это неописуемо».

В 1960 г. выходит первый лонгплей Линка Рея — «Link Wray And The Wraymen», материал которого составили ранние синглы и некоторый новый материал. Затем выходят следующие пластинки: «Great Guitar Hits», «Jack The Ripper», «Sings And Plays Guitar». В 1963 г. вышел сборник первых записей Линка Рея, включая «Rumble» — «Early Recordings». Во второй половине 60-х выходит только один релиз — «Yesterday And Today», состоявший наполовину из старых хитов, наполовину — из нового материала.

1970-е — 2000-е

«Take Me Home Jesus»
С альбома «Link Wray»

Начиная с 1965 г., популярность Линка Рея у массовой аудитории стала убывать. В дальнейшем его карьера состояла лишь из периодических всплесков более или менее широкой популярности, однако для андерграунда Линк всегда оставался уникальной, культовой фигурой.

В начале 1970-х Линк Рей со своим братом Верноном переезжает в Аризону. В 1971 г. происходит возвращение гитариста к активной творческой деятельности. На лейбле Polydor он выпускает альбом «Link Wray», на котором активно используются элементы кантри, ритм-энд-блюза, фолк-рока; Линк приспосабливает свой саунд к достижениям рок-музыки конца 1960-х. В аранжировках активно применялись пианино и мандолина, а звучание гитары вместо тяжёлого, прифуззованного стало мягким. На этом альбоме Линк Рей много поёт, причём тексты многих песен говорят о его трудном детстве бедного индейского мальчика. Но попытка столь резкой смены стилистики не увенчалась успехом, и альбом занял в рейтинге Billboard только 116 место.

Обложка альбома «Be What You Want To»

Влияние кантри и кантри-рока заметно и в следующем лонгплее — «Be What You Want To», в записи которого принял участие гитарист Grateful Dead Джерри Гарсия. Альбом 1973 г. «Beans and Fatback» был ближе к ранним работам Линка Рея, более тяжёлым и рок-н-ролльным. Звучание гитары на «Beans and Fatback» вновь стало напоминать ранние синглы Линка. В начале 70-х Рей отправляется в тур с рокабилли-музыкантом Робертом Гордоном. Выходят новые пластинки «The Link Wray Rumble» и «Stuck in Gear».

В 1979 г. выходит альбом «Bullshot», на котором заметно влияние Боба Дилана и исполнена кавер-версия его песни «It’s All Over Now, Baby Blue». Однако, и здесь оставались жёсткие гитарные номера, звучавшие почти как настоящий хард-рок.

«Switchblade»
С альбома «Bullshot»

В 1980 г. Линк Рей женится на датской студентке Оливии, которая изучала культуру коренных американцев и была моложе его на 25 лет, и переезжает в Данию, где и начинают выходить его записи. В 1980—2000-х гг. было издано немалое количество как переизданий классического материала, так и новых песен. Материал новых альбомов был крайне неровным: на некоторых записях вместо настоящих ударных даже использовалась примитивная драм-машина. Мастерство и рок-н-ролльная ярость Линка ярче проявлялись в концертах того времени. Лучшей из компиляций Линка Рея считается «Rumble! The Best of Link Wray», в которую вошло 20 записей с разных лейблов, включая один живой трек — безумную и хаотичную версию «Jack The Ripper». Более полный сборник лучших вещей, «Mr. Guitar», вышел в 1995 г. и включал 63 трека. Однако начали выходить и более полные антологии, посвящённые всем периодам раннего творчества Линка Рея. На основе следующих компиляций можно составить детальное представление о раннем творчестве Link Wray and his Ray Men:

  • «White Lighting: Lost Cadence Sessions '58» — сессии на лейбле Cadence
  • «Slinky! The Epic Sessions 1958—1969» — сессии на лейбле Epic
  • «Growling Guitar» — записи с лейбла Swan

Начало активного переиздания классических записей гитариста в 1990-х связано и с гранжевым бумом начала 1990-х, поскольку многие альтернативные музыканты говорили о влиянии Линка Рея на них.

В 1985 г. Линк Рей принял участие в церемонии канала MTV «Guitar Greats», где был награждён вместе с Дэвидом Гилмором, Стивом Кроппером, Брайаном Сетзером и Дэйвом Эдмундсом.

Последним изданием нового материала стал диск 2000 г. «Barbed Wire», куда вошли материалы сессий, проходивших в октябре 1995 — январе 1997 гг.

Как и более ранний диск «Shadowman», который был признан одной из самых цельных и жёстких поздних работ Линка, он вышел на лейбле Ace Records. В 1990—2000-х гг. Линк Рей совершил несколько гастрольных туров; в 1996—2003 гг. в его постоянный аккомпанирующий состав входили басист Атом Эллис и ударник Дэнни Хейфиц из группы Dieselhed. В самом последнем туре Линку аккомпанировали члены сиэтлской группы Jet City Fix, а также участник рокабилли-группы The Vibro Champs ударник Гэри Уэйс и басист Крис Дей. Также в турах Линка Рея сопровождали его четвёртая и последняя жена Оливия Джули Рей и менеджер Джон Тинан.

Линк Рей умер 5 ноября 2005 г. в своём доме в Копенгагене. Точная причина его смерти не была названа; его жена и сын сообщили на официальном сайте, что ему стало плохо с сердцем. Он был похоронен на кладбище при христианской церкви в восточном пригороде Копенгагена — Кристианшавне 18 ноября 2005 г.



Просмотров: 10675


<<< Рандгрен, Тодд
Риверс, Ларри >>>