Все музыканты // Ноно, Луиджи
23 января 2011Оглавление:
1. Ноно, Луиджи
2. Статьи, интервью Л. Ноно
Биография
1950-е
Родился в семье, связанной с искусством: его дед был художником, а дядя скульптором. Родители Луиджи были музыкантами-любителями, обладали большой коллекцией записей. С 1942 по 1945 год Луиджи Ноно учился в Венецианской консерватории у знаменитого оперного композитора Дж. Фр. Малипьеро. Важным событием было знакомство в 1946 году с другим молодым венецианским композитором и дирижёром-вундеркиндом Бруно Мадерна, который вскоре стал одним из главных исполнителей музыки своих современников, провёл множество премьер. В 1947 году познакомился с композитором более старшего поколения Луиджи Даллапиккола, который использовал в своей музыке додекафонию. Именно «нововенцы» интересовали молодых единомышленников группу музыкантов, собравшихся вокруг Ноно и Мадерны. В 1948 году два друга посетили курсы дирижирования Германа Шерхена знаменитого дирижера, интерпретатора классической и современной музыки. С этого времени Шерхен стал их наставником. Именно по рекомендации Шерхена, Ноно был принят на Дармштадтские курсы новой музыки в 1950 году.
В начале 50-х сложилась «троица» Булез, Штокхаузен и Ноно. Именно эти 3 композитора стали наиболее знаменитыми и влиятельными. Они же стали и главными представителями «Дармштадской школы» сериалистов. Луиджи Ноно стал членом итальянской коммунистической партии в 1952 году. Ноно жил не в СССР, и этот шаг, естественно, был его личным решением и был показательным. Коммунистом он был активным и верующим, участвовал в демонстрациях, общался с рабочими, и, что особенно важно, почти все его сочинения связанны с его убеждениями. Ноно посетил Латинскую Америку и СССР, где его оперу «Под жарким солнцем любви» поставил в Театре на Таганке Юрий Любимов.
В 1955 году Луиджи Ноно женился на дочери Арнольда Шёнберга Нурии. В это же время Ноно работа над своим первым знаменитым сочинением 'Il canto sospeso' для солистов, хора и оркестра на тексты узников фашистских застенков. Сочинение написано в сериальной технике и было неоднозначно встречено из-за сложности музыкального языка. Однако именно эта кантата стала одним из наиболее выдающихся и значительных сериальных сочинений. Тут Ноно экспериментировал с текстом: разделял слова на слоги и синтагмы, вводил в текст в качестве фонового выразительного компонента ряд гласных, соединял одновременно строки разных писем… Оригинален и выразителен пуантилизм Ноно, в котором звуки тянутся, из-за чего получается как бы такая «кантилена точек».
1960-е
'Intolleranza' «Нетерпимость» опера Ноно, написана в 1960 году. Есть вариант 1970 года: «Нетерпимость 1970». Композитор комментировал:
'Нетерпимость 1960' пробуждение гуманистического сознания человека, который, взбунтовавшись против нужды, ищет смысл и «гуманную» основу жизни. Пережив испытания ненавистью и насилием, он вновь находит связь между собой и такими же, как и он, людьми и вместе с ними гибнет в наводнении.
В опере также использованы фрагменты из «Репортажа с петлёй на шее» Ю. Фучика, из писем казнённых участников Сопротивления, из «Левого марша» Маяковского, из поэмы «К потомкам» Б. Брехта…
Следует отметить, что в этой опере намечены тенденции будущих сочинений, в том числе опер: записанная на пленку музыка транслируется через репродукторы, помещённых в разных точках зала.
В этот же год появилось первое электронное сочинение «Приношение Эмилио Ведове». После этого электроника стала появляться во многих сочинениях Ноно. В своём сочинении «Освещённая фабрика» Ноно включил всевозможные фабричные шумы. Tape music имело особое значение для Ноно, он записывал шумы заводов и крики людей, после чего обрабатывал и создавал композицию.
1970-е
В 1975 году Ноно написал 2-ю оперу «Под жарким солнцем любви». Эта опера о жизни революционных героинях прошлого и настоящего. В опере есть такие персонажи, как Луиза Мишель, Роза Люксембург, Аиде Сантамария, современная итальянская работница… В текст оперы включены высказывания Маркса, Ленина, Че Гевары, Кастро и др.
Единственный струнный квартет был написан Луиджи Ноно к ХХХ Бетховенскому фестивалю в Бонне, проходившем в 1980 году. Квартет имеет название «Fragmente-Stille. An Diotima». Название несёт в себе и программу, и преобладающую динамику, и форму. В течение 35 минут звучат какие-то «островки» и «моменты», разделенные паузами тишиной. Основная динамика пиано. Это всё касается первой половины заголовка «Фрагменты-Тишь», а вторая половина «Диотиме» намёк на Сюзетту Контард, которая переписывалась с поэтом Ф. Гёльдерлином. Косвенно это образ связан с героиней поэмы Гёльдерлина «Диотима». В партитуре квартета отдельно перед нотным текстом напечатаны фрагменты из стихов Гёльдерлина.
В квартете так же есть цитата: в партии альта проходит тема Окегема «Malor me bat» этот шансон Окегема когда-то оркестровал Бруно Мадерна, умерший в 1973 году. В квартет можно найти мотив из 5-й симфонии Бетховена, а сам Ноно говорил, что строительный материал его квартета «загадочная гамма», которую Верди ввел в свои «Четыре духовные пьесы».
1980-е
В 80-х творческая активность композитора возросла. Именно в это время Ноно создает один из величайших шедевров музыкального театра оперу «Прометей». Миф о Прометее тут представлен в различных вариантах. В либретто оперы вошли тексты Рильке и Гёльдерлина.
Prometeo, tragedia dell’ascolto «Прометей, трагедия слышания» поразительное сценическое сочинение, здесь все обращено слуху. При этом слушать это нужно именно в зале, потому что только в большом зале можно достичь того эффекта, который был задуман Ноно эффект расплывчатости, безмерности, неопределенности, полной дезориентации можно прочувствовать только в зале со специальной системой распределения огромного количества громкоговорителей, размещенных в разных частях зала. Используется так же электронная обработка инструментов и голосов.
Одно из поздних сочинений Луиджи Ноно «Нет дорог… есть потребность идти… Андрею Тарковскому».
Скончался Луиджи Ноно в родной Венеции и похоронен на кладбище острова Сан-Микеле.
Просмотров: 8633
|