Все музыканты // Лигети, Дьёрдь

22 января 2011


Оглавление:
1. Лигети, Дьёрдь
2. Произведения



Дьёрдь Шандор Лигети) Sándor Ligeti, 1923, Дичёсентмартон, Румыния — 2006, Вена, Австрия) — венгерский композитор, педагог. Широкой публике он стал известен благодаря использованию его музыки в фильме Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея».

Жизнь и творчество

Ранние годы

Дьёрдь Лигети родился в Трансильвании, в городе Дичёсентмартон, в еврейской семье. Дядей его отца, банковского служащего Шандора Лигети, был известный скрипичный педагог Леопольд Ауэр. Мать будущего композитора, Илона Лигети, была врачом. Родным языком Дьёрдя был венгерский. В раннем детстве он знакомится с румынской и венгерской народной музыкой, которая в дальнейшем, наряду с сочинениями Бартока, оказала значительное влияние на его творчество. Когда ему было 6 лет, семья переехала в Клуж-Напоку, где он получил начальное музыкальное образование.

В 1941 году композитор переезжает в Будапешт. Первым опубликованным музыкальным произведением Лигети была песня «Кинерет» на стихи поэтессы Рахель Блувштейн в его собственном переводе с иврита. В 1943 году, в связи с еврейским происхождением, его арестовали и привлекли к принудительным работам. В это же время вся его семья попадает в Освенцим, в котором выжила лишь его мать. В 1949 году, изучая записи в Институте фольклора в Бухаресте, Лигети возвращается к румынскому фольклору, вдохновившись которым, пишет в 1951 году свой «Румынский концерт». Однако, рамки соцреализма стесняли композитора, и многие из его оркестровых работ и оратория «Путешествие Иштар в Ад» так и не были завершены. Железный занавес лишил Лигети возможности контактировать с западными композиторами, а единственным источником прогрессивной музыки для него были радиопередачи.

Бегство в Австрию

10 декабря 1956 года, после подавления Красной армией венгерского восстания, Лигети вместе с женой бежит в Австрию. В следующем году, в Кёльне, он знакомится с композиторами-экспериментаторами Карлхайнцем Штокхаузеном и Готфридом Кёнигом, вместе с которыми работает в области академической электронной музыки. Однако, спустя три года он теряет интерес к электронике и продолжает работу в области инструментальной музыки.

1960-е

К 1961 году Лигети получает известность и признание в кругах западноевропейского авангарда благодаря таким произведениям, как «Видения» и «Атмосферы», в которых активно использует сонорику и изобретённую им технику микрополифонии. Другими примечательными произведениями того периода являются «Симфоническая поэма для ста метрономов», абсурдистские «Приключения» и «Новые приключения».

C 1963 по 1965 годы Лигети создаёт одно из эпохальных произведений XX века — «Реквием». В 1966 году Лигети пишет хоровую «Lux Aeterna», в 1967 — пьесу «Отдаление», а в 1969 — «Разветвления».

Отдельного упоминания заслуживает конфликт Лигети со Стэнли Кубриком и компанией MGM по поводу использования его музыки в кинофильме «2001: Космическая одиссея». После выхода фильма в 1968 году обнаружилось, что сочинения Лигети были использованы Кубриком без разрешения композитора, что и послужило причиной длительного разбирательства.

Позднее творчество

Дьёрдь Лигети на фестивале «Всемирные дни музыки» в Граце, Австрия, 1982

С 1975 по 1977 годы Лигети пишет оперу — «Великий Мертвиарх», которая, вслед за «Приключениями», развивает идеи театра абсурда. В восьмидесятых годах композитор разрабатывает оригинальную ритмическую систему: одним из поворотных для его поэтики произведений становится Трио для скрипки, валторны и фортепиано. К числу наиболее популярных и мастерских относятся фортепианные этюды: их первый сборник 1986 г., был удостоен в США Премии Гравемайера. Среди последних произведений Лигети — «Гамбургский концерт», посвящённый немецкой валторнистке Марии Луизе Нойнекер, с которой Лигети активно сотрудничал в последние годы жизни.

Дьёрдь Лигети умер в Вене 12 июня 2006 года после продолжительных проблем со здоровьем.

Жена — психиатр и психоаналитик Вера Лигети. Сын — австрийский, ныне американский композитор и барабанщик Лукас Лигети, известный своим сотрудничеством с проектом «радикальной еврейской культуры» Джона Зорна.



Просмотров: 8930


<<< Кремер, Гидон Маркусович
Менухин, Иегуди >>>