Все музыканты // Лассо, Орландо ди - Творчество

23 января 2011


Оглавление:
1. Лассо, Орландо ди
2. Творчество
3. Сочинения



Лассо — самый плодовитый композитор своего времени; из-за огромных объёмов наследия художественная значимость его сочинений до конца ещё не оценена.

Работал исключительно в вокальных жанрах, в том числе написал более 60 месс, реквием, 4 цикла страстей, оффиций Страстной недели, более 100 магнификатов, гимны, фобурдоны, около 150 франц. шансон, итальянские и немецкие песни, около 250 мадригалов.

На протяжении всей жизни писал мотеты, на латинские тексты различного содержания и предназначенные как для церковного, так и для светского обихода.

Творчество Лассо представляет собой сложный конгломерат итальянских и франко-фламандских стилевых идиомов и форм. Мастер безупречной контрапунктической техники, Лассо внёс вклад и в историю гармонии. В цикле мотетов «Пророчества сивилл» создал собственную экспериментальную модель «хроматического» итальянского стиля; в целом однако придерживался модальной системы на основе 8 ладов плавного распева.

Лассо отличает детальнейшая разработка текстов на разных языках, как богослужебных, так и свободно сочинённых. Серьёзность и драматизм концепции, протяжённые объемы отличают сочинение «Слёзы Св. Петра» и «Покаянные псалмы Давида».

Вместе с тем, в светской музыке Лассо не был чужд юмора. Например, шансон «Раздаётся на пирах питие в трёх лицах», основана на старинном анекдоте из жизни вагантов; в знаменитой песне «Matona mia cara» немецкий солдат поёт любовную серенаду, коверкая итальянские слова; в гимне «Ut queant laxis» высмеивается незадачливое сольфеджирование. Ряд ярких небольших пьес Лассо написан на весьма легкомысленные стихи, например, шансон «Глядела в замке дама с интересом / На мраморной статуи естество», а некоторые песни содержат обсценную лексику.

В современной музыковедческой литературе на сочинения Лассо принято ссылаться по каталогу Лёйхтмана-Шмида, с префиксом LV.




Просмотров: 9510


<<< Клемент, Якоб
Обрехт, Якоб >>>