Все музыканты // Компанейский, Николай Иванович
22 января 2011Оглавление:
1. Компанейский, Николай Иванович
2. Важнейшие работы
Николай Иванович Компанейский марта 1910) писатель по истории музыки и русский духовный композитор.
Родился в области Войска Донского. Учился в Николаевским кавалерийском училище; был вольнослушателем в университете по физико-математическому факультету. Служил в кодификационном отделе при Военном Совете, сотрудничал в «Русской Музыкальной Газете» по отделу «церковное пение» и составлял духовно-музыкальные композиции. Вместе с Панченко и о. Лисицыным принадлежал к новейшему направлению русской духовной музыки. Брал темы для духовной музыки из народных песен. Примкнул к идее графа Уварова об инструментальной музыке в православном богослужении. Выступил с предложением включать в богослужение симфоническую музыку. Одна композиция была исполнена публично. Музыкальные сочинения были запрещены к печати духовной цензурой.
Знакомство с А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, А. С. Даргомыжским и оперным певцом О. А. Петровым оказало влияние на национальный характер его опер «Тарас Бульба» и «Майская ночь», которые он впоследствии сжёг. Из написаных им 41 духовно-музыкального сочинения самые крупные: «Литургия» болгарского распева и «Догматики богородичны» знаменного распева.
Компанейский поборник выдержанного древнерусского церковного стиля. Исходным началом фактуры его песнопений была не столько гармонизация церковных напевов, при которой голосовые партии, кроме главной, обыкновенно малохарактерны, сколько контрапунктическое комбинирование характерных мелодических элементов «попевок», входящих в состав того или другого церковного напева. Его песнопения отличаются церковностью, выразительностью, соответствием музыки и текста, но им недостает порой технической законченности. Компанейский успешно отстаивал бесцензурный выпуск в свет духовных композиций против притязаний наблюдательного совета при московском Синодальном хоре.
Просмотров: 8280
|