Все музыканты // Кантеле (ансамбль)

02 апреля 2011


Оглавление:
1. Кантеле (ансамбль)
2. Программы ансамбля



один из старейших национальных музыкальных коллективов, исполняющий музыку, песни и танцы народов Карелии — русских, финнов, ингерманландцев, карелов, вепсов, основанный в 1936 году.

История

Рождение «Кантеле»

История коллектива началась в 1932 году, когда фольклорист и музыкант Виктор Гудков организовал кружок кантелистов при Доме народного творчества, в котором принимали участие ученики старших классов финно-угорской школы и студенты Карельского Педагогического Института.

Первые выступления прошли весной 1934 года. 8 июня 1935 года на заседании Президиума Центрального Исполнительного Комитета Карельской АССР было издано постановление об организации «оркестра кантеле», в который вошли не только многие участники кружка, но и профессиональные музыканты. В марте 1936 года ансамбль участвовал в первом Всесоюзном радиофестивале, где занял первое место В июне того же года Бюро обкома КПСС подтвердило решение об организации ансамбля, и существование коллектива было узаконено принятием государственного документа.

За победу на Радиофестивале ансамбль был премирован Всесоюзным жюри поездкой в Москву для участия в вечере национальных самодеятельных художественных коллективов. Не все верили в успех ансамбля. Многие говорили о том, что коллектив может опозорить Карелию. Но в Москве оркестр выступал семь раз и всегда имел успех.

Поначалу, на первом этапе своего развития, «Кантеле» представлял собой художественно-этнографическую организацию, которая была собирателем, хранителем и популяризатором музыкального и песенно-танцевального фольклора. Некоторые народные танцы с песнями переносились на сцену без изменений. Репертуар ансамбля постоянно пополняли обработками карельского, финского, вепсского фольклора В.Гудков, Н.Леви, Л.Теплицкий, К.Раутио, Р.Пергамент, Л.Йоусинен, А.Васильев. Деятельность оркестра не ограничивалась своим репертуаром, он также тесно сотрудничал и с другими художественными коллективами.

По прошествии года после признания коллектива самостоятельным, ансамбль принял участие в Декаде карельского искусства в Ленинграде в 1937 году. «Кантеле» выделялся среди других участников тем, что был невероятно самобытным. Ансамбль был премирован ценными подарками, а ленинградские музыканты и критики обратили внимание на необходимость увеличения состава ансамбля и на расширение репертуара. На ленинградских концертах оркестром были исполнены «Карельская мелодия» в обработке Л.Йоусинена, финская народная мелодия «Кузнецы» в обработке А.Васильева, «Карельская прелюдия» Леопольда Теплицкого, «Колыбельная матери челюскинц» карельского мелодиста Дойля. Из классических произведений исполнялись «Норвежская песня» Э.Грига и «Менуэт» В. А. Моцарта. Среди программы особенно выделялись карельский танец «Kruuga», фрагменты из карельской кадрили, финский народный танец «Так ткут сукно» и поморский танец «Шили девушки ковер».

Неоценимый большой творческий вклад в становление и развитие танцевальной группы «Кантеле», в раскрытие и обогащение карельских и вепсских народных танцев внес постановщик Василий Кононов. Вепс, уроженец села Рыбрека Шелтозерского района Карелии, еще в раннем детстве он живо интересовался местными народными танцами, хорошо знал даже самые старинные из них. В годы юности он становится активным участником агитбригады, а затем — организатором и руководителем Шелтозерского народного хора, в котором значительное место занимали народные танцы под песню. В конце 1937 года Василия Ивановича пригласили в ансамбль «Кантеле» постановщиком танцев. Он согласился с большой радостью, ведь это было его любимое дело, мечта всей жизни.

С первых же шагов своего существования ансамбль «Кантеле» установил прочную творческую связь практически со всеми карельскими композиторами. Для «Кантеле» обрабатывают народные мелодии и пишут оригинальные произведения организатор и руководитель ансамбля Виктор Гудков, композиторы Леопольд Теплицкий, Рувим Пергамент, Карл Раутио, Лаури Йоусинен. Наталья Леви, Леонид Вишкарев, позднее композиторы Гельмер Синисало и Абрам Голланд — трудно назвать имя композитора, чей творческий путь ни разу не пересекся с государственным национальным ансамблем «Кантеле».

Выступление в Ленинграде воодушевило коллектив и как бы раскрыло для него двери других сценических площадок страны. Летом 1937 года предпринята гастрольная поездка по Карелии, которая принесла ансамблю не менее ценный и дорогой успех, нежели признание за пределами Республики. Кроме выступлений в районах Карелии, оркестр кантеле часто давал концерты на радио и начал записываться. Совместно с известным кантелистом Иваном Лебедевым ансамбль записал пластинку, где с одной стороны — наигрыши «Kruuga» и «Ristu kondra» в сольном исполнении Лебедева, а с другой стороны — запись «Карельской народной мелодии» в исполнении кантеле-оркестра под управлением Гудкова. В октябре 1937 году оркестр кантеле участвовал во втором Всесоюзном Радиофестивале где очередной раз получил высокое признание, заняв II место. Уже меньше чем через год, в 1938, ансамбль совершает гастрольную поездку в Белоруссию. Теплый, братский прием в Минске, Бобруйске, Витебске, Гомеле придал молодому коллективу новые творческие силы и уверенность. Выступая в больших городах ансамбль, всегда находил возможность отклониться от основного маршрута, заезжая в ближайшие поселки, деревни. Так были даны концерты во всех окрестностях больших городов Белоруссии, городах и аулах Чечено-Ингушетии. Через год — снова Москва. Концерты ансамбля на открытии карельского павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, по московскому радио, на площадях столицы… За 15 дней ансамбль выступил в столице и Московской области более 30 раз! Особенно тепло принимались танец «Так ткут сукно», «Карельская колыбельная», которую очень проникновенно пела Настя Максимова, пьесы для кантеле, а «Тупицынская кадриль» была даже запечатлена на кинопленку.

Во время советско-финской войны ансамбль был переименован в Государственный ансамбль песни и пляски КФССР «Кантеле». В этот период ансамбль давал концерты в частях действующей Красной Армии, выступал на линии фронта. «Зимой, в 40-градусные морозы, артисты были частыми гостями в танковых, пехотных и других частях, ломающих линию Маннергейма на Карельском перешейке». Выступая с концертами, артисты одновременно принимали участие в строительстве оборонных сооружений. Вскоре ансамбль выехал на гастроли в Среднюю Азию, давал концерты в Горьком, на автозаводе им. Молотова, в Сормове, Чкалове, Ташкенте, Фрунзе. Кантеле звучало в тыловых госпиталях, красноармейских соединениях генерала Панфилова, в заводских цехах, рабочих клубах, на привокзальных площадях. Обычно ансамбль давал по 2-3 и более концерта в день. Нередко кантелистам приходилось выступать и по 6-8 раз в день. Демобилизовавшись в апреле 1940 года, ансамбль вернулся в Петрозаводск и приступил к регулярной учебе и подготовке новых программ.

«Кантеле» во время ВОВ

Во время Великой Отечественной войны встал вопрос о необходимости сохранения важнейшего музыкального коллектива республики — национального ансамбля «Кантеле». В конце августа 1941 года ансамбль эвакуируется в глубь страны.

Все долгие месяцы «эвакуации-гастролей» ансамбль жил и передвигался в вагоне 3053, ставшим для артистов домом. В пути, терпя лишения и преодолевая усталость, артисты по несколько раз в день выступали в госпиталях, военных училищах, на промышленных предприятиях, железнодорожных вокзалах, на лесных полянах и платформах грузовиков…Отсутствие связи с семьями, горечь потери друзей и близких, голод и холод, поиск концертов и хлеба, смертельная усталость и моменты отчаяния… И вопреки всему — разучивание новых песен и танцев, постановка новых программ, пополнение репертуара, приглашение в коллектив способных исполнителей. Потому что были молоды и талантливы, свято верили в Победу и этот день «приближали, как могли».

27 декабря 1941 из Чимкента Гудков дал телеграмму Правительству с просьбой вернуть коллектив в Беломорск, чтобы выступать на Северном фронте. Все верили, что вернутся. Верил в это и Виктор Гудков. Но до этого ему не суждено было дожить. Виктор Пантелеймонович Гудков умер в городе Фрунзе 17 января 1942 года. Руководство ансамблем взял на себя главный дирижер Яков Моисеевич Геншафт. Во Фрунзе же удалось установить связь с Управлением по делам искусств К-ФССР. Для предоставления ансамблю нормальных условий и возможности дальнейшей концертной деятельности коллектив направляется в город Ташкент. Этот город — крайняя точка в странствиях ансамбля. В апреле 1942 года ансамбль получил распоряжение правительства возвращаться в Карелию. 24 мая этого же года кантелисты наконец-таки добрались до Беломорска. С этого момента — с 24 мая 1942 года — ансамбль «Кантеле» базируется в Беломорске, временной столице Карелии. Здесь коллектив выступает, отсюда ездит с концертами по всему Северу. 8 июня 1942 года «Кантеле-ансамбль» реорганизован в "Государственный Национальный Ансамбль карело-финской песни и пляски «Кантеле». Состав ансамбля был увеличен до 50 человек. Несколько артистов пришли в «Кантеле» из Ансамбля песни и пляски Карельского фронта. Художественным руководителем назначен был Сергей Озеров.

Из Беломорска ансамбль совершал гастрольные поездки по всему Северному краю: Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Карелия… Первые концерты проходили в непосредственной близости от линии фронта, порой под артиллерийским обстрелом, авианалетом…Военно-шефская работа — одна из наиболее ярких страниц истории ансамбля. За годы войны артисты дали более 600 только шефских концертов.

Все годы войны не прерывалась работа по созданию нового репертуара. 1943 год застал ансамбль за напряженной работой по подготовке театрализованной программы «Карело-финское искусство — фронту».Программа была приурочена к 25-летию Красной Армии и состояла из двух больших разделов: «Народный праздник» и «Концерт — фронту». После премьеры вышел Указ Президиума Верховного Совета К-ФССР «О награждении работников искусств» от 13 февраля 1943 года. Звание «Заслуженный деятель искусств» было присвоено Сергею Озерову и Карлу Раутио, звания «Заслуженный артист республики» были удостоены дирижер Яков Геншафт и солистка Сиркка Рикка. Почетной Грамотой Верховного Совета Карело-Финской ССР были награждены 7 человек, чуть позднее — еще 18 человек. 1943 год закончился еще одним достижением ансамбля — выпуском совместно с Ансамблем песни и пляски Погранвойск большой программы «Чайковской», посвященной 50-летию со дня смерти великого композитора. Премьера программы состоялась в Беломорске 29-30 ноября и 2-3 декабря 1943 года.


В 1944 году с новой концертной программой ансамбль отправился в поездку на север республики — в Мурманскую область, Архангельск, на Соловецкие острова. В Архангельске артистов «Кантеле» застало такое радостное известие, что концерт в «Архбумстрое» пришлось прервать: московское радио сообщило об освобождении Петрозаводска! Это было 29 июня 1944 года. В этот же день в 10 часов вечера Москва салютовала войскам Карельского фронта, освободившим Петрозаводск. 324 орудия произвели 24 артиллерийских залпа. Газета «Правда» от 18 сентября 1944 года сообщила: "В освобожденном от немецко-финских захватчиков Петрозаводске первыми возобновили свою деятельность Государственный театр музыкальной комедии и карельский ансамбль «Кантеле».

С 22 июня 1941 года по 1 октября 1944 года всеми концертно-фронтовыми бригадами республики для воинов армии и флота было дано 4 000 шефских концертов и спектаклей, а за весь период войны состоялось 4 300 таких выступлений, которые посмотрели более 2 млн фронтовых зрителей.

5 июля 2005 года состоялась премьера на сцене Национального театра Карелии программы «Пой, Кантеле, Победу! Гастроли длиной в войну…», которая рассказывает о судьбе ансамбля «Кантеле» во время Великой Отечественной войны. Программа «Гастроли длиной в войну…» была подготовлена на подлинных материалах: дневниковых записях, документах архивов Карелии, воспоминаниях ветеранов войны. Ровно через год после премьеры, в мае 2006 года, «Кантеле» повторил собственный исторический маршрут 1940-х годов, совместно с ОАО «Российские Железные Дороги» и Петрозаводским колледжем железнодорожного транспорта организовав партнерский проект «Вагон 3053. Песни Победы». Беломорск, Сегежа, Заозёрск, Гаджиево, Мурманск, Полярные Зори, Кандалакша и Петрозаводск – всего в проекте участвовало 8 городов Карелии и Мурманской области. В общей сложности программу посмотрело около 3 000 зрителей. В течение недели, каждый день, в каждом городе ансамбль показывал "военную" программу, и в каждом городе произошли удивительные, знаменательные и волнующие встречи, которые навсегда останутся в памяти сегодняшних артистов.

1940—1950 годы После Победы

Послевоенная история ансамбля «Кантеле» — это обновление репертуара, свежие творческие силы; это линии гастрольных маршрутов, перечертивших карту СССР во всех направлениях, сотни тысяч зрителей. Это Будапешт, Берлин, Варшава, Финляндия. Всероссийские смотры национальных культур. Расширенный состав ансамбля «Кантеле». Знаменитый оркестр «Кантеле». Новые песни и танцы, новые программы, новые исполнители.

С 1947 по 1950 дирижером и художественным руководителем «Кантеле» работал Абрам Исаевич Голланд. Композитор, пианист, дирижер, он прославился своими вокальными произведениями, расширившими и украсившими репертуар «Кантеле».

В это время начинаются длительные гастроли по Уралу и Сибири, Северному Кавказу и Закавказью; «Кантеле» участвует в конкурсах и фестивалях, неделях и декадах карельского искусства в Москве, совершает первые поездки за рубеж.

Школой для ансамбля «Кантеле» и праздником в жизни Карелии явилась Неделя музыки и танца Карелии в Москве в 1946 году. Впервые молодой карельский коллектив, которому только исполнилось 10 лет, выступал на сцене прославленного Зала имени П. И. Чайковского. Следствием выросшего профессионализма явилось участие «Кантеле» в Неделе Карело-Финской музыки и танца в Москве в 1951 году. Кроме выступлений в Москве, у «Кантеле» состоялись творческие встречи с артистами Ансамбля народного танца СССР под руководством И.Моисеева, хором им. Пятницкого и видными деятелями советского искусства.

Вскоре после Недели зародилась мысль создать в «Кантеле» народную вокальную группу. Осуществить это поручили Софье Оськиной, знатоку и пропагандисту народного песенного творчества. Человек увлеченный, Софья Павловна сама разыскивала по карельским деревням настоящих народных певуний, коренных носительниц языка — и пополняла ими состав вокальной группы. «Айно» быстро завоевала популярность, и музыкальная палитра «Кантеле» заиграла неожиданно новыми, яркими красками. Само появление этого коллектива явилось вызовом устоявшейся традиции: в одном ансамбле две разные по жанровой принадлежности хоровые группы — хор и «Айно» — это уже что-то новое, отличное от других известных коллективов. В отличие от «Айно», состоявшей из 6-8 девушек, хор насчитывал 25-30 человек.

1960—1970 годы После Победы

Обрести свое творческое лицо, найти присущие только «Кантеле» неповторимые исполнительские краски, открыть новые пути развития было призвано новое руководство — назначенный в 1959 году художественным руководителем ансамбля Семен Карп и дирижер Лев Косинский. Результатом творческого осмысления опыта предыдущих лет и внутренней реконструкции ансамбля явился ряд изменений во всех сферах деятельности ансамбля. Эпоха перемен, новых преобразовательных веяний вошла в историю ансамбля как «Эпоха Карпа».

Лев Косинский сумел создать оркестр национальных инструментов, отвечающий самым высоким требованиям. Голос кантеле зазвучал с большей выразительностью и внутренней силой. На это тут же откликнулась пресса: «Оркестр звучит гораздо убедительней, появились уверенность, яркость, оптимизм в исполнении. Да и репертуар оркестра стал более интересным, содержательным».

Традиции Семена Карпа продолжил Борис Костантиновский, работавший в «Кантеле» художественным руководителем с 1971 по 1976 год.

Хор «Кантеле» — первый профессиональный хор в Карелии — начал свое существование в 1942 году в военном Беломорске. Много раз слушатели, критики и пресса отмечали его профессионализм и уникальную особенность: Академический хор — в народном коллективе… Диапазон жанров и стилей у хора был необычайно широк: от пения академического до народного и эстрадного, от сольных номеров и дуэтов до больших общих полотен, от a cappella’ных пьес до целых программ… С начала 1960-х хор «Кантеле», камерный по своему составу, стал именоваться "Хоровой капеллой ансамбля «Кантеле» Большую роль в вокальном воспитании молодых артистов сыграл прекрасный педагог — Леонид Федосеевич Привалов. Успеху способствовали также и другие замечательные педагоги, немало сделавшие для развития хора. В первые послевоенные годы с хором работал Григорий Сергеевич Максимов, благодаря которому хор уже через 2 месяца сделал целую программу a cappella. Телевидение в Останкино снимало хор «Кантеле» для коллекции фонда «Золотые голоса России».

Небывалый размах и распространение получает в 1960-е годы эстрадное искусство в самых разных его проявлениях. Главная характерная особенность этого периода — в составе «Кантеле» появляется несколько самостоятельных художественных коллективов, работающих в самых разных исполнительских жанрах.

«Старые холостяки» Присмотревшись к вокальным выступлениям артистов петрозаводского Финского драматического театра и «заразившись» ими, в «Кантеле» решили создать группу, исполняющую финские народные песни. Для исполнения требовалось, казалось, немногое: артисты и репертуар. Здесь по-новому раскрылся талант Ройне Раутио, ставшего организатором и первым руководителем новорожденного коллектива, определившегося в своем жанре как «вокально-игровой финский ансамбль». Начало положили энтузиасты: Максим Гаврилов, Эрик Раутио, Петр Титов, Энсио Венто, Леонид Каргулев — певцы, музыканты, разносторонне одаренные люди. Они были исполнителями, авторами и соавторами.

«Нечетное число» В это же время в концертах ансамбля «Кантеле» дебютирует еще один оригинальный коллектив — русское шуточное трио «Нечетное число». Его репертуар сложился из старинных и современных шуточных песен, частушек, куплетов, страданий.

«Лейво» Настоящей находкой, творческой удачей было создание эстрадного квартета «Лейво». Три месяца репетиционной работы — и успех в зарубежной поездке! Всего одна программа — и полное признание. Квартетом заинтересовались Московское и Карельское радио, телевидение, кинохроника; его выступления включаются в торжественные праздничные концерты… Успех Ирины Житковой, Лидии Егоровой, Лидии Скачковой и Василия Аксентьева — успех и гордость самого ансамбля. В исполнении квартета звучали финские песни, аранжированные в современной манере, без инструментального сопровождения. Много труда в создание этого коллектива вложили композитор Алла Лиханова и консультанты финского языка, артистки ансамбля — Виено Хямяляйнен и Тююне Пулккинен.

«Айно» Еще раньше, в 1965 году, сменился руководитель в группе «Айно»: в «Кантеле» пришла Клара Стасюк. На посту хормейстера она сумела сберечь исполнительские традиции, заложенные создателем и бывшим руководителем «Айно» Софьей Павловной Оськиной. В 1970-х в «Айно» приходят новые певицы, проработавшие много лет и впоследствии составившие славу «Кантеле». Одна из них — Надежда Выдрина, пришедшая в 1970 году. Карелка по национальности, она обладала уникальным голосом — характерным, всегда узнаваемым.

1970—1980 годы Назад к истокам

Репертуар концертных программ «Кантеле» формировался в соответствии с веяниями времени и социально-культурными переменами в стране. Но всегда главной задачей было сохранение богатейшего культурного наследия карельского народа. Какое бы название ни имела программа, в основе репертуара всегда были обработки вепсских, ингерманландских, карельских, русских, финских народных песен и танцев, авторская музыка, инструментальные пьесы профессиональных и самодеятельных композиторов Карелии и России, аранжировки вокальных и инструментальных произведений русской и западноевропейской классики.

Виолетта Мальми, дочь и последовательница Xельми Мальми, внесла свой значительный вклад в танцевальную коллекцию «Кантеле».Приверженец идеи «чистого фольклора», она ориентировалась в своих постановках на самобытность народной культуры, считая, что ее самодостаточность не нуждается в переработке. Ее танцы «Заонежская шестера», «Ланцы», «Кеккер», «Пастушьи заклинания» интересны, самобытны и оригинальны, в них выявляются глубинные истоки фольклорных традиций.

В это время «Кантеле» выпускает новую программу «Руны Калевалы». Она состояла из двух частей: I часть посвящалась 150-летию карело-финского эпоса «Калевала»; II часть — 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Программа «Руны Калевалы» вызвала резонанс среди самых разных слоев публики, прессы, новой волной оживив интерес к ансамблю. Восторженный прием ждал «Руны Калевалы» в Финляндии. С этой программой ансамбль «Кантеле» стал участником II Всероссийского смотра ансамблей песни и танца, заключительный показ которого проходил в Москве в Концертном зале им. П. И. Чайковского в 1986 году.

В 1986 году «Кантеле» удостоился высокой награды — Ордена «Знак Почета».

1980—1990 годы Перестройка

Вячеслав Сеидов пришел в «Кантеле» в январе 1987-го, в те первые перестроечные годы, когда еще никто и не предполагал, куда заведет он, этот завладевший всеми, знобящий дух перемен. Пришел и остался — до нового века, до нового тысячелетья…

Сегодня на вопрос: "Как же удалось сохранить ансамбль?" – В.И.Сеидов отвечает: "Выжили за счет того, что постарались сделать перестройку внутри ансамбля, пристроившись к потребностям дня. В эти годы, несмотря на все экономические и прочие трудности, стала возникать новая волна интереса к народной культуре, к исконным нашим корням... Просто прошедшая перестройка в обществе совпала с перестройкой внутри ансамбля". Форма ансамблей "песни и танца", возникшая в 30-е годы и сохранившаяся до 80-х, уже стала устаревать. А время диктовало свои, порой жестокие, законы. Нужны были коренные перемены, и они не заставили себя ждать. Отказались от музыки советских композиторов и почти – от авторской. Сложился репертуар из произведений народной музыки, обработанной в самых различных стилях. Ярко, красочно; на каждый номер – новые костюмы. Произошла реконструкция и в рядах самого коллектива. Было поставлено несколько приоритетных задач: сделать ансамбль – ансамблем; создать совместные номера, в которых бы участвовали все артисты и коллективы ансамбля. Преобразовать оркестр: сделать его более подвижным, мобильным. Отказаться от дирижирования на сцене – учить партитуры наизусть. Оркестр расширили и дополнили новыми инструментами – скрипками, альтом, аккордеонами, флейтой, кларнетом. Из этого состава в дальнейшем и образовался вариант так называемого "финского инструментального ансамбля", отличительной способностью которого было легкое и органичное передвижение по сцене, артистичное исполнение собственных номеров и аккомпанемент. Газеты запестрели заголовками: "Кантеле умирает", "Скрипки забьют кантеле"... Но "Кантеле" хоронили уже не раз.

Придя на работу в «Кантеле», Вячеслав Сергеевич начал, как и большинство руководителей, с обновления руководящего состава ансамбля. На должность художественного руководителя был приглашен Генрих Туровский, хорошо знающий народную культуру, и именно ему во многом обязан изменившийся имидж ансамбля. Новые идеи привнес сменивший Г.Туровского на посту художественного руководителя «Кантеле» Сергей Стангрит.

К началу 90-х был сформирован в новом виде оркестр. Его дополнили и народными инструментами: 5-струнные кантеле, йоухикко, вирсиканнель, народные флейты, мянкюри, — чтобы их звучание как можно больше пронизывало программу насквозь.

Со временем пришлось сделать вывод, что в новую — живую, гибкую — программу ансамбля не вписывается хор. Статичный на сцене, он занимал много места. Была проблема и с кадрами-мужчинами. В ансамбле вместе с хором — 60 артистов, даже выехать куда-то всем коллективом было проблематично. В 90-е годы принято решение — хор расформировать.

В конце уходящего века художественными руководителями «Кантеле» были недолгое время Вячеслав Кошелев, Геннадий Миронов. Это время, несмотря на репертуарную насыщенность, не отразилось в названии программ. Вячеслав Сеидов считает, что если уж говорить о названии, что можно было бы назвать все это «Народным праздником». Была цель — создать большой разнообразный репертуар из множества разножанровых концертных номеров, которые в дальнейшем постепенно сложились бы в яркие красочные программы. В 2000 году с подобной программой «Кантеле» участвовал в Днях Карелии в Москве, где всем составом выступил в концертном зале «Россия». В том же году оказались в Минске, приняв участие в Днях литературы и искусства в Белоруссии, где «Кантеле» дал сольный концерт в двух отделениях.

Современное «Кантеле»

Когда Лилия Алексеевна Степанова, будучи Начальником управления культуры, сталкивалась по долгу службы с ансамблем «Кантеле» — она даже не представляла, что прихотливая судьба преподнесет ей неожиданный сюрприз и она окажется… директором этого самого Государственного ордена «Знак почета» ансамбля песни и танца республики Карелия «Кантеле». И вместе с ней в ансамбль придет новый век, новое тысячелетие, новые идеи.

В сентябре 2002 года стал участником Всероссийского фестиваля национальных культур в Москве.

28 августа 2006 года ансамблю «Кантеле» был присвоен статус национального учреждения .

18 декабря 2009 года ансамбль провёл презентацию первого выпуска сборника произведений композиторов Карелии из коллекции нотных рукописей.

Дом Кантеле

Наш Дом открылся после реставрации в июне 2010 года в день празднования 90-летия Республики Карелия. В результате реконструкции здания его площадь увеличилась в 1,5 раза. Это стало возможно за счет пристройки во дворе, надстройки третьего мансардного этажа и расширения цокольных помещений. В Доме Кантеле появился зрительный зал на 100 мест, оснащенный современным звуковым, световым и видеопроекционным оборудованием. В новом просторном фойе зрительного зала транслируются анонсы предстоящих программ ансамбля и представлены выставки, которые являются частью художественного оформления здания: живопись и эскизы костюмов Аллы Власенко, экспозиция, посвященная истории ансамбля «Кантеле». .

Творческий состав

На сегодняшний день творческий состав представляет собой сплоченную команду специалистов, которые работают на благо ансамбля «Кантеле» и развитие национального культурного достояния Республики Карелия.

  • Директор ансамбля — заслуженный работник культуры России и Карелии Лилия Степанова
  • Художественный руководитель — заслуженный деятель искусств Карелии Вячеслав Иванов
  • Главный балетмейстер — заслуженный артист Российской Федерации Валерий Калинкин
  • Главный хормейстер — заслуженный работник культуры Карелии Марина Устинова
  • Руководитель оркестра - лауреат международных конкурсов Павел Шаматура
  • Руководитель ансамбля кантелистов - заслуженная артистка России и Карелии Ирина Шишканова

Вокальная группа «Айно»

На сегодняшний день «Айно» — заслуженный коллектив Республики Карелия, дипломант Всероссийского конкурса артистов эстрады. Состав группы — 8 человек, руководитель — главный хормейстер заслуженный работник культуры Карелии Марина Устинова. В репертуаре коллектива произведения разного жанра и художественного направления. «Айно» исполняет русские, финские, ингерманландские, карельские, вепсские песни.

Танцевальная группа

Сегодня уже невозможно представить ансамбль «Кантеле» без танцевальной группы! Это и кружение старинного карельского вальса, и задорная финская полька «Летка-Йенька» на лыжах, плавный лиричный хоровод «Как по морю» и ритмичная заонежская кадриль «По мосту», калевальский танец с лучинами и вепсский с ложками, авторские постановки карельских, финских, ингерманландских, саамских танцев… Это каждый раз оригинальные костюмы, профессиональная отточенность движений и неотразимое обаяние образов, созданных артистами на сцене. Если первые танцоры в основном были самородками, мастерами «разнопрофильного жанра»: играли на инструментах, пели, танцевали, — то с учетом возрастающих требований времени ситуация стала меняться. В коллектив стали приходить подготовленные специалисты: хореографы-руководители, артисты-танцоры с высшим и средним специальным образованием. Сегодняшние носители танцевальных традиций сохранили лучшее, что было в хореографии, но сумели внести собственное видение, особенность и дыхание времени.

Оркестр

Оркестр «Кантеле» — главная организационная сила на сцене. Он виртуозно аккомпанирует балету и солистам, артистично исполняет инструментальные пьесы. Оркестр составляют две творческие единицы — ансамбль кантелистов и так называемый «финский» инструментальный состав: скрипка, контрабас, аккордеон и кларнет. Они выступают и самостоятельно, и сливаются в единый мощный оркестр.

Мастерская кантеле

В Доме Кантеле есть место, где рождается кантеле. Это мастерская, которая появилась в 1989 году, а в 2004 году была отмечена грантом Президента России. Сегодня здесь стоят современные станки производства Германии, позволяющие повысить качество инструментов и изготавливать их в более технологичном режиме. Второй десяток лет трудится над созданием кантеле мастер Александр Фролов. Все музыкальные инструменты ансамбля “Кантеле” прошли через его руки — будь то реставрация кантеле или его усовершенствование, создание старинных традиционных инструментов или разработка современных образцов. В Мастерской Кантеле рождаются не только кантеле, но и другие карельские инструменты — йоухикко, вирсиканнель, талхарпа, вепсские гусли... Здесь реставрируются и ремонтируются инструменты ансамбля “Кантеле”, а также принимаются заказы от организаций и частных лиц на изготовление и реставрацию различных инструментов.

Мастерская костюма

В мастерской изготавливаются костюмы для всех концертных программ ансамбля "Кантеле" и Молодёжной студии. В этом процессе ансамбль активно сотрудничает с известными карельскими художниками, сценографами, дизайнерами. В программе "Отзвуки Заонежских ярмарок" "Кантеле" предстает на сцене в костюмах от Ирины Прониной, для программы "Karsikko" коллектив одела художник Алла Власенко.

Молодежная студия

Молодежной студии ансамбля в 2011 году исполнилось 10 лет. Возраст самых юных студийцев 3 года. И каждый год в студии поют, танцуют, играют на разных инструментах, специально занимаются языками более 120 ребят до 15 лет.



Просмотров: 9707


<<< Государственный академический симфонический оркестр России
Академический симфонический оркестр Крымской филармонии >>>