Все музыканты // Дмитриев, Георгий Петрович - Творчество

22 января 2011


Оглавление:
1. Дмитриев, Георгий Петрович
2. Творчество
3. Основные сочинения
4. Музыка к кинофильмам
5. Дискография



Новаторство и традиция, схоластический профессионализм и свобода глубокого духовного поиска, высочайшая культура и простота человечности — вот лишь краткий ряд выражений, которые могут в целом охарактеризовать творчество Г. Дмитриева. Охватывая широкий круг жанров — от детской фортепианной миниатюры до мастшабного симфонического полотна, творчество композитора представляет собой целостную и органичную картину. Пройдя ряд этапов, на сей день его творчество получает своё высшее выражение в духовных опусах.

«В поисках истоков, интонационной достоверности, в отказе от любой внешней самоцельной и выигрышной „выразительности“ ощутимы связи с наследием Мусоргского. „Хочу правды“ и „хочу сказать ее по-новому“ — так можно было бы перефразировать классическую формулу русского национального мироощущения применительно к произведениям Дмитриева».

Особое место в творчестве Дмитриева занимает духовная, а именно, православная тематика. В связи с этим уместно вспомнить, что дед композитора по отцовской линии был православным священником. С детства находясь в атмосфере высокого духовного и культурного уровня, Г. Дмитриев органично выражает в своем творчестве исконно русские идеи и стремления.

«Древнерусская тема у Дмитриева — это история России, прослеживаемая и в борьбе за престол, и в мятежах, заговорах, и в деяниях святых праведников. При этом его композиторские искания проходили последовательно через три этапа, постепенно всё шире и глубже охватывая события русской истории. На первом этапе композитор воплощал в музыке <…> художественные произведения из классики отечественной литературы, на втором — его интересовали преимущественно судьбы и деяния выдающихся исторических личностей — таких, как Владимир Креститель, Александр Невский, А.Пушкин, Н.Гоголь, К.Циолковский… На третьем этапе, который продолжается и сегодня, Дмитриев стремится выявить в музыкальном произведении суть духовно национального характера».

Даже краткая характеристика творчества композитора не может обойтись без внимания к мастерскому владению словом. Высочаший музыкальный профессионализм Г. Дмитриева как композитора выступает в единстве с глубоким, духовно осмысленным знанием русской литературы. Вот как охарактеризовывает мастерскую работу со словом музыковед Н.Крашенинникова:

«<…> Георгий Дмитриев в своем творчестве, связанном со словом, охватил самые различные пласты русской литературы — летописи, мифы, канонические тексты, жития святых, народные песни, исторические документы, прозу и поэзию русских классиков, малоизвестных авторов прошлого, современных писателей и поэтов… Не будет преувеличением назвать Г. Дмитриева композитором-мыслителем, способным через виртуозный монтаж смыслов, через их сопоставление, многозначную игру и множественность перекличек выстроить уникальную музыкальную драматургию произведения, концептуально заостренную, значительную и неизменно новую. Именно в этом — в расширении границ музыкальной содержательности, в стремлении сделать музыку „говорящей“ — видит композитор свою основную задачу».

Ещё в 1988 году, охарактеризовывая творчество сорокашестилетнего композитора, музыковед М. Прицкер пишет:

«Г. Дмитриев — не из тех, кто живет эксплуатацией однажды найденного. Его стиль явно эволюционирует к большей раскованности, непосредственности в выборе средств, к подлинному синтезу racio и emocio».

Выражая некую общую концепцию, слова о «подлинном синтезе racio и emocio» оказались пророческими и применимы ко всему творчеству композитора, включая и его современный этап. Музыка Г. Дмитриева для нас — открытая книга, где в цельных и необычайно глубоких музыкальных образах творит Человек, Композитор, Гений.



Просмотров: 11258


<<< Дилецкий, Николай Павлович
Добрынин, Вячеслав Григорьевич >>>