Все музыканты // Бларамберг, Павел Иванович

22 января 2011





Портрет кисти Репина

Павел Иванович Бларамберг сентября 1841, Оренбург — 28 марта 1907, Ницца) — русский композитор.

Сын генерал-лейтенанта, известного геодезиста Ивана Бларамерга, воспитывался в Петербургском Александровском лицее, курс которого окончил в 1860, затем работал в Центральном статистическом комитете и статистическом отделении Императорского Русского Географического общества. Бларамберг состоял в числе руководителей первой однодневной переписи населения Петербурга, был делегатом от России на Международном статистическом конгрессе в Гааге. В 1870 он вышел в отставку и после продолжительной заграничной поездки поселился в Москве, где долгое время заведовал в «Русских Ведомостях» иностранным политическим отделом. В то же время с самого основания Московского филармонического училища до 1898 Бларамберг состоял в нём сначала преподавателем, а затем профессором теории музыки, инструментовки и форм.

Музыкой Бларамберг занимался с детства и продолжал эти занятия в лицее, где в нем обнаружились также композиторские склонности. Своим музыкальным образованием он обязан больше всего самостоятельному изучению образцов, а также общению с Милием Балакиревым, у которого некоторое время учился также игре на фортепиано. Сотрудничество с Балакиревым и его кружком не осталось без влияния на творчество Бларамберга.

Первым крупным композиторским опытом Бларамберга была музыка к драме Островского «Воевода»; затем были написаны музыкальные картины на текст Лермонтова «Демон». Во время пребывания за границей Бларамберг написал оперу «Мария Бургундская», которая была поставлена в Большом театре в 1888 году, однако вскоре снята с репертуара. Комическая опера Бларамберга «Скоморох» нигде не ставилась, кроме одного действия, шедшего в ученическом спектакле Московского Филармонического Общества в 1887. В таком же спектакле год спустя шла одноактная опера «Девица-Русалка». Наиболее известная из опер композитора ― «Тушинцы» в первый раз поставлена была в московском Большом театре в 1895.

Из других крупных произведений Бларамберга можно назвать: фантазию для пения соло, женского хора и оркестра «Стрекозы»; музыкальную картииу для мужского хора и оркестра «На Волге»; симфоническую поэму «Умирающий гладиатор», скерцо для оркестра, симфонию h-moll; хоры а capella, хоровые переложения русских народных песен, романсы и др. Сочинения Бларамберга при жизни пользовались у публики определённым успехом, однако затем оказались забытыми и сейчас практически не исполняются.



Просмотров: 7677


<<< Благетка, Леопольдина
Блахер, Борис >>>