Все музыканты // Савояров, Михаил Николаевич - Артистическое влияние

22 января 2011


Оглавление:
1. Савояров, Михаил Николаевич
2. Биография артиста
3. Артистическое влияние
4. Библиография



СавояровЪ М. Н. почтовая открытка 1913 года

Савояров впервые в России вывел на музыкальную сцену авторский эксцентрический стиль исполнения, далеко отличный от циркового или театрального. В 1910-е годы его новаторское присутствие в этой области распространялось от «музыкальных концертов» Игоря Северянина до «Балаганчика» Александра Блока. По всей вероятности, Блок испытал довольно сильное влияние эксцентрического стиля артиста и даже поэта М. Н. Савоярова, которое более всего сказалось в его послереволюционном творчестве. Так, по мнению Шкловского, поэму «Двенадцать» все дружно осудили и мало кто понял именно потому, что Блока слишком привыкли принимать всерьёз и только всерьёз. В «Двенадцати», этом портрете революционного Петрограда, который Шкловский сравнивал с «Медным всадником» Пушкина, зазвучали совершенно новые мотивы. Одним из первых это почувствовал тот же Шкловский:

«Двенадцать» — ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета вроде савояровских.

— Шкловский В. Б. «Гамбургский счёт»: Статьи, воспоминания, эссе..

Шкловский имел в виду Михаила Савоярова, популярного в те годы в Петрограде шансонье, работавшего в так называемом «рваном жанре»: он появлялся на сцене в костюме и гриме босяка. Джордж Баланчин навсегда запомнил, как Савояров пел знаменитые куплеты «Алеша, ша, возьми полтоном ниже, брось арапа заправлять»….

Но это самое общее взаимовлияние, эффект присутствия сильной и яркой личности, которое всегда происходит в культурной среде. Савояров ввёл в активный обиход музыкальные пародии на других авторов. Особенно известны были его «Дитя, не спеши» и «Вы всё та же». Первые строки этой пародии обильно поливали иронией не только декадентские образы и интонации, но и заодно изысканный быт первых послереволюционных лет: «Вы всё та, вы вся пахнете амброю, Перемены в вас нет, вы всё та…, Сами пол подметаете шваброю, Но прекрасны — как сон, как мечта». В своих концертах 20-х годов Савояров переодевался, гримировался и часть второго отделения исполнял под фамилией «артист Валертинский». Его манера петь, активно жестикулировать, непрерывно двигаться по сцене и ещё играть на скрипке неизменно производила эффект. Вслед за ним со скрипкой в 20-30-е годы стал выступать куплетист Григорий Красавин, первый исполнитель знаменитых «Бубликов» Якова Ядова.

Юрий Ханон, «Петроград», 2008.

Последние годы в Ленинграде и Москве у Савоярова учились многие, хотя происходило это бессистемно и большей частью в личном порядке. Из известных его учеников этого периода прежде всех можно назвать Аркадия Райкина, который не только брал у Савоярова уроки, но и пользовался его личными связями и поддержкой. Сегодня считается малоизвестным фактом, что в 30-е годы Райкин начинал именно как музыкальный эксцентрик и танцор-мим, а первая слава и звание лауреата на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады были завоёваны танцевально-мимическим номером «Чаплин». Уже в конце 30-х годов Савояров дал несколько уроков Александру Менакеру. Симптоматично выглядит савояровская школа эксцентрики в манере исполнения песен Андрея Миронова и нескольких музыкальных ролях молодого Константина Райкина в театре и кино. Одну из песен Савоярова 1915 года Андрей Миронов исполняет в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово».. Музыка этого номера заново написана композитором Андреем Петровым, но текст был только сокращён и остался почти неизменным. В исполнении этого номера можно наблюдать именно савояровскую манеру в индивидуальной редакции Андрея Миронова.

И возможно, самым бесспорным и прямым из многочисленных «артистических влияний» М. Н. Савоярова следовало бы считать его внука, российского композитора, лауреата «европейского Оскара», одновременно также писателя и художника, носящего творческий псевдоним «Юрий Ханон». Пожалуй, именно в нём ярко эксцентричная творческая индивидуальность М. Н. Савоярова получила своё полное воплощение…, хотя и в несколько утяжелённой, философской и академической форме.

Артистический стиль Савоярова отличало особое обаяние «очень живого» исполнения, природная музыкальность, яркая пластичность, тонкая нюансировка, острая способность к перевоплощению, умение раскрыть подтекст, дополнить пение танцем и мимической репризой. Такое исполнение обладает одним недостатком — его нужно лично видеть и слышать. В архивах не сохранилось ни звукозаписей, ни киноотрывков. Всё наследие Савоярова на сегодняшний день — это изданные ноты и сборники его стихов. Именно это и объясняет, почему сегодня Савояров практически неизвестен.



Просмотров: 9634


<<< Риктюс, Жан
Фреэль >>>