Все музыканты // Radiohead - Биография

15 мая 2011


Оглавление:
1. Radiohead
2. Биография



Начало

Абингдонская школа, в которой учились участники Radiohead.

Будущие участники Radiohead вместе посещали закрытую частную школу для мальчиков в городе Абингдон. Йорк и Колин Гринвуд были ровесниками, О’Брайен и Селуэй на год старше, Джонни Гринвуд на два года младше. В 1986 году они создали группу «On a Friday». Название было выбрано из-за того, что репетиции группы в школе проходили по пятницам. Первое выступление состоялось в Оксфордском пабе Jericho Tavern по разным данным в конце 1986 года или в 1987 году. Джонни Гринвуд сначала играл на губной гармонике, затем на клавишных, но вскоре стал гитаристом. На ранних выступлениях к группе также присоединялись три саксофониста. Затем все музыканты поступили в университет и на четыре года группа прекратила выступать — друзья собирались только на репетиции в каникулы.

К 1991 году Йорк, старший Гринвуд, О’Брайен и Селуэй закончили университет. On a Friday начали записывать демо-кассеты и постоянно давать концерты в Оксфордшире. Одна из демозаписей была самостоятельно издана как EP Manic Hedgehog. Тогда же On A Friday впервые появились на обложке оксфордского журнала Curfew. Группа играла музыку в духе Pixies, The Smiths, R.E.M. и Talking Heads. В то время в моде был шугейзинг, и On a Friday не пользовались особой популярностью.. Молодая группа привлекла внимание совладельца оксфордской звукозаписывающей студии Courtyard Studios Криса Хаффорда, который вместе со своим партнёром Брайсом Эджем стал менеджером On a Friday. Они остаются менеджерами Radiohead до настоящего момента. В конце 1991 г. Колин Гринвуд, работавший в музыкальном магазине, случайно познакомился с агентом EMI Records Кейтом Уозенкрофтом, в результате чего On a Friday подписали с EMI контракт на шесть альбомов. По настоянию EMI музыканты поменяли название группы на Radiohead — в честь одноимённой песни Talking Heads с альбома True Stories.

Pablo Honey и The Bends

Дебютный EP Radiohead Drill был спродюсирован Хаффордом и Эджем, записан в Courtyard Studios и выпущен в марте 1992 г. Drill занял в чартах скромное 101-е место. Поэтому для записи дебютного альбома Radiohead пригласили Пола Колдери и Шона Слейда, которые раньше работали с Pixies и Dinosaur Jr. В конце 1992 года группа полностью записала альбом Pablo Honey, в сентябре 1992 вышел сингл «Creep». Первое время «Creep» прошел незамеченным, песня не попала в ротацию на радио BBC. Pablo Honey также дебютировал в чартах не слишком удачно, однако после релиза альбома популярность «Creep» резко подскочила, и сингл добрался в британских чартах до седьмого места, а видеоклип на эту песню попал в ротацию на MTV. После выхода альбома последовал продолжительный тур по США, в котором Radiohead играли на разогреве у Belly и Tears for Fears.

По окончании тура группа приступила к записи нового альбома, в работе над которым участвовал один из самых известных британских продюсеров Джон Леки. В октябре 1994 года на свет появился EP My Iron Lung, заглавная песня с которого вышла на сингле. Сингл попал на альтернативные радиостанции и хорошо продавался, впервые позволив Radiohead преодолеть образ «группы одного хита». До конца года музыканты записали достаточно песен, и в марте вышел второй альбом The Bends. Он был отмечен критиками за более зрелое звучание и собственный стиль группы. Музыканты использовали сразу три гитары и клавишные: Джонни Гринвуд чаще всего играл партии соло-гитары, Йорк — ритм-гитары, а О’Брайен был ответственным за нойзовые эффекты, хотя роли могли и меняться. Гринвуд также играл на клавишных. The Bends, повествовавший об отчаянии и одиночестве, разительно отличался от модного тогда бритпопа Oasis и Supergrass.

Синглы «Fake Plastic Trees», «High and Dry», «Just» и «Street Spirit» попали в британские чарты, а «Street Spirit» достиг первой пятёрки. Пользовался популярностью и клип на песню «Just». The Bends обеспечил группе известность в Великобритании, но в США альбом поднялся только до 88 места. В середине 1995 года Radiohead отправились в турне вместе с R.E.M.. Американцы выбрали в качестве саппорта Radiohead, потому что очень полюбили The Bends; в свою очередь R.E.M. были одной из наиболее повлиявших на Radiohead групп. Во время концерта в Тель-Авиве Майкл Стайп заявил: «Radiohead очень хороши, они пугают меня».

OK Computer и коммерческий успех

Еще до начала работы над новым альбомом Radiohead записали две новые песни: «Lucky», вошедшую в благотворительный сборник The Help Album, записанный рядом знаменитых исполнителей для неправительственной организации War Child, и би-сайд «Talk Show Host».

В начале 1996 года вместе с продюсером Найджелом Годричем Radiohead начали репетиционные сессии в студии Canned Applause, оборудованной в бывшем складе в Дидкоте. Там музыканты записали четыре песни. В августе они отыграли турне по США, открывая концерты Аланис Мориссетт и исполняя в том числе и новые песни. Затем они продолжили запись альбома, используя в качестве студии расположенный рядом с Батом особняк актрисы Джейн Сеймур. В этот период источниками вдохновения для группы были The Beatles, Майлз Дэвис, DJ Shadow, Эннио Морриконе и Кшиштоф Пендерецкий. Две песни — «Talk Show Host» и «Exit Music» — вошли в саундтрек к фильму Ромео + Джульетта База Лурмана. Репетиции закончились в конце года, к марту были завершены сведение и мастеринг.

16 июня 1997 года состоялся релиз OK Computer. Альбом представлял собой мелодичный рок с элементами электронной музыки, дополненный ярким эмоциональным вокалом Йорка. OK Computer считается классикой рок-музыки 90-х и входит в списки «Лучших альбомов» по различным версиям. На 40-й церемонии вручения премий Грэмми OK Computer был признан лучшим альбомом в жанре альтернативной музыки, а также был одним из претендентов на премию в номинации «Альбом года». Песни «Paranoid Android», «Karma Police» и «No Surprises» были изданы как синглы. Наибольшего успеха достигла «Karma Police».

За выходом OK Computer последовал мировой тур «Against Demons». Тур лёг в основу документального фильма Meeting People Is Easy, снятого режиссером Грантом Ги и рассказывавшего об обратной стороне славы и успеха рок-группы.

Kid A, Amnesiac и смена стиля

Джонни Гринвуд играет на волнах Мартено.

После мирового турне 1997—1998 гг. Radiohead практически прекратили концертную деятельность. Единственное публичное выступление состоялось на концерте в Париже, организованном Международной амнистией в 1998 г. Кроме того Йорк и Джонни Гринвуд выступили на концерте в поддержку освобождения Тибета в Амстердаме, на котором была исполнена новая песня «Pyramid Song». Позднее Йорк говорил, что в тот момент группа была близка к распаду, а он сам страдал от творческого кризиса и депрессии. В начале 1999 г. началась работа над новым альбомом. Записи проходили в Париже, Копенгагене, Глостере и новой студии в Оксфорде, продюсером снова выступил Найджел Годрич. К апрелю 2000 г. был готов Kid A, а также материал, позднее изданный на Amnesiac.

Kid A вышел в октябре 2000 года. На нем Radiohead в очередной раз много экспериментировали со звучанием, и в результате получился самый «электронный» на тот момент альбом группы. При записи в большом количестве использовались программирование, волны Мартено и разные нехарактерные для рок-музыки инструменты. Критики находили в Kid A влияние краутрока и джаза. Альбом дебютировал на первом месте в чартах многих стран и стал первым альбомом группы, попавшим на вершину Billboard 200. Лейбл Capitol Records до официального релиза выпустил альбом в Интернет для ознакомительного прослушивания, откуда он незапланированно попал в различные файлообменные сети, в том числе в Napster, где распространялся бесплатно. Radiohead не стали выпускать синглов в поддержку Kid A, однако песни «Optimistic» и «Idioteque» попали в ротацию на радио, а серия специально снятых коротких видеороликов демонстрировалась на музыкальных каналах и в Интернете. Коммерческий успех экспериментального Kid A, песни с которого не выходили на синглах, не выпускались как видеоклипы и звучали на радио в очень ограниченном количестве, казался ещё более неожиданным из-за преждевременной утечки в Napster. В статье «Napster вывел новый альбом Radiohead на первое место?» журналист Ричард Мента предположил, что именно массовое распространение Kid A через Интернет, которое по всей логике должно было привести к снижению продаж, сыграло решающую роль в коммерческом успехе, став своеобразной заменой традиционным способам «раскрутки» альбома: скачав альбом бесплатно, фанаты захотели приобрести его в магазинах. В 2001 году Kid A, как и предыдущий OK Computer, получил номинацию на «Грэмми» как «Лучший альбом года» и победил в номинации «Лучший альтернативный альбом». Несмотря на это некоторые критики крайне негативно восприняли смену звучания, назвав альбом «коммерческой предсмертной запиской». Сам Йорк отрицал, что Radiohead стали экспериментировать со звучанием, чтобы их считали «элитарной» группой:

Мы не пытаемся быть тяжёлыми для понимания… На самом деле мы пытаемся общаться, но в какой-то момент мы по всей видимости начинаем отталкивать слишком многих… Мы не делаем ничего радикального.

Просмотров: 8220


<<< Pulp (группа)
Scorpions >>>