Все музыканты // Оперетта - Оперетта в России

23 января 2011


Оглавление:
1. Оперетта
2. Французская оперетта
3. Английская оперетта
4. Национальные оперетты
5. Мюзикл
6. Оперетта в России
7. Сайты, посвящённые оперетте и мюзиклу



Дореволюционный период

До XX века оригинальной русской оперетты практически не было. В это время отечественная сценическая музыкальная комедия в России развивалась в жанре водевиля, ее основным автором был драматург, музыкальные же номера носили прикладной, вставной характер, в отличие от оперетты, они не столько служили развитию действия, сколько иллюстрировали его.

Более редкую разновидность музыкальных спектаклей того времени составляли т. н. «мозаики», музыкальная партитура которых была собрана из популярных произведений — романсов и эстрадных песен.

В 1859 году французская труппа в Михайловском театре впервые в России представила оперетту Оффенбаха. С 1865 года постановкой оперетт занимаются многие российские театры, включая императорский Александринский. В оперетте выступали такие знаменитые актёры, как В. А. Лядова, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, П. А. Стрепетова, В. Ф. Комиссаржевская, К. С. Станиславский и другие.

Особое место занимала молодая цыганская оперетта. В 80-х и 90-х годах XIX века цыганской труппой Николая Ивановича Шишкина было поставлено две оперетты, имевшие большой успех и потому показываемые в течение многих лет: «Дети лесов» и «Цыганская жизнь». Эта же труппа участвовала в опереттах «Цыганский барон» и «Цыганские песни в лицах» наряду с основными актёрами театров.

Российские композиторы на рубеже XIX—XX веков также иногда обращались к оперетте, но это были лишь единичные попытки. В целом национальная оперетта в России начала XX века находилась в зачаточном состоянии.

Советская оперетта, 1917—1945

Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н. Стрельников и И. Дунаевский.

Николай Михайлович Стрельников в разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы — как в музыке, так и в сюжетных линиях, создавая своеобразные мелодрамы-буфф. Среди его оперетт:

  • «Холопка»; самая известная его оперетта. Легко заметить, что по сюжетной линии и музыкальной структуре она близка к написанной тремя годами ранее «Принцессе цирка» Кальмана.
  • «Чайхана в горах».

Дунаевский, в отличие от Стрельникова, совершил революцию жанра. Взамен канонов венской школы он создал своеобразный национальный вариант американского мюзикла, ориентированный в музыке на массовую песню, а в либретто — на идеологические шаблоны того времени.

Его первые оперетты «И нашим, и вашим», «Карьера премьера» были близки к водевилю, следующая же, «Женихи», ознаменовала поворот к новой, советской опереточной стилистике. Она обладала ярко выраженной сатирической и пародийной направленностью, высмеивая традиционных для того времени отрицательных персонажей — нэпманов и обывателей, заодно пародируя неовенскую оперетту. В оперетте «Ножи» сатирическая линия была дополнена лирической и изображением новых положительных героев.

Использование Дунаевским в оперетте массовой песни впоследствии стало одним из важнейших выразительных средств музыкальной драматургии советской оперетты. На этих принципах построены самые известные оперетты Дунаевского — «Золотая долина», «Вольный ветер», «Белая акация», «Сын клоуна». Многочисленные кинокомедии с музыкой Дунаевского были по существу киноопереттами и отличаются той же стилистикой.

Эмоциональность, юмор, зрелищность, прекрасная музыка сделала советскую оперетту одним из самых популярных жанров театрального искусства.

Серьёзным событием в истории жанра стало появление в 1937 году оригинальной и очень весёлой оперетты «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, посвящённой гражданской войне на Украине. Эта оперетта широко шла на советской сцене.

Во время Великой Отечественной войны в репертуаре советских театров оперетты появлялись произведения на патриотическую тему: «Девушка из Барселоны» Александрова, «Раскинулось море широко» Круца, Минха и Витлина, «Табачный капитан» Щербачёва и др. Ленинградский театр музыкальной комедии работал в осаждённом городе на протяжении всей блокады, своим искусством помогая ленинградцам выжить.

Советская оперетта, 1946—1991

После войны среди авторов оперетты появляются новые имена композиторов:

  • Юрий Милютин
    «Девичий переполох»
    «Трембита»
    «Поцелуй Чаниты»
    «Цирк зажигает огни»
  • Василий Соловьев-Седой
    «Самое заветное»
    «Подвески королевы»
  • Константин Листов
    «Севастопольский вальс»
  • Тихон Хренников
    «Сто чертей и одна девушка»
  • Андрей Эшпай
    «Любить воспрещается»

В жанре оперетты работали также:

  • А. Айвазян
  • М. Блантер
  • Р. Гаджиев
  • А. Долуханян
  • Е. Жарковский
  • А. Жилинский
  • С. Заславский
  • И. Ковнер
  • А. Лепин
  • Б. Мокроусов
  • В. Мурадели
  • А. Новиков
  • А. Петров
  • Е. Птичкин
  • О. Фельцман

и многие другие.

Активно работали в оперетте и признанные мастера: Георгий Свиридов, Дмитрий Кабалевский. Оперетте отдал дань и великий Дмитрий Шостакович.

Театры оперетты в России

В России существуют следующие театры, работающие с этим жанром:

Государственные театры

  • Государственный академический театр «Московская оперетта»
  • Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
  • Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии
  • Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии
  • Новосибирский театр музыкальной комедии
  • Алтайский краевой государственный театр музыкальной комедии
  • Красноярский государственный театр музыкальной комедии
  • Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии
  • Саратовский областной театр оперетты в городе Энгельс
  • Ставропольский государственный краевой театр оперетты
  • Северский муниципальный музыкальный театр
  • Музыкальный театр Кузбасса им. А. К. Боброва
  • Хабаровский краевой театр музыкальной комедии

Народные театры оперетты

  • Ейский народный театр оперетты
  • Народный театр оперетты КДЦ «Сатурн», город Раменское
  • Народный театр «Оперетта на „Калитниках“» Дома Культуры «Стимул», город Москва
  • Народный театр оперетты ДК "Молодежи", город Владимир

Оперетта на сцене российских театров

История сценической оперетты в России началась с постановки «Орфея в аду» Оффенбаха. С 1870 года возникают самостоятельные труппы, специализирующиеся на оперетте, которые ставили преимущественно произведения французских и австрийских композиторов.

Значительную роль в становлении и развитии сценической оперетты в России сыграл антрепренер, режиссёр и актёр В. Лентовский. В 1878 он организовал антрепризу в жанре оперетты в московском летнем саду «Эрмитаж» — театр с большим оркестром, хором и балетом. В спектаклях сочеталась яркая пышность оформления с высокой вокально-музыкальной культурой и убедительной актёрской игрой. Его спектакли пользовались большой популярностью как у массовой публики, так и у деятелей искусства. Театр Лентовского оказал существенное влияние на молодого К. Станиславского, его увлечение театром началось с оперетты.

Вслед за театром Лентовского, опереточные труппы появились в Петербурге и в российской провинции. Развитие оперетты в России в это время связывалось с именами таких актёров, как А. Блюменталь-Тамарин, А. Брянский, К. Греков, А. Кошевский, Н. Монахов, И. Вавич, В. Пионтковская, В. Шувалова, Е. Потопчина и др.

Важный этап развития театра оперетты в России пришёлся на 1920-е. В этом сказалась новая экономическая политика, принятая в 1921 советским правительством. В России снова появились состоятельные люди, жаждавшие развлечений. В этих условиях жанр оперетты стал чрезвычайно популярным. Основой спектаклей по-прежнему была не русская, но классическая оперетта — чаще всего, французская, зато к ее постановкам обращались известные российские режиссёры. В. Немирович-Данченко в Музыкальной студии МХТ поставил «Дочь мадам Анго» Лекока и «Периколу» Оффенбаха, М.Таиров в Камерном театре — «Жирофле-Жирофля» и «День и ночь» Лекока. Чрезвычайная популярность жанра отразилась на государственной культурной политике: в конце 1920-х один за другим открывались государственные театры оперетты. Первым из них стал Хабаровский театр в 1926, затем — Московский театр оперетты, Ленинградский театр музыкальной комедии, а также театры в Свердловске, Воронеже, Иванове, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах. Однако государственная культурная политика требовала иного, «небуржуазного» репертуара, перед советскими композиторами была поставлена задача создания новой оперетты с новыми героями и новым содержанием.

В становлении и развитии российской оперетты значительную роль сыграли актёры Г. Ярон, Н. Рубан, Г. Богданова-Чеснокова, Н. Бравин, Т. Бах, К. Новикова, Ю. Алексеев, З. Белая, А. Феона, В. Канделаки, Т. Шмыга, Н. Янет, Г. Отс, А. Маренич, П. Емельянова, М. Викс, А. Матковский, В. Валента, Л. Сатосова, М. Водяной, В. Курочкин, Э. Жердер, В. Сытник, Л. Амарфий, В. Батейко, М. Ростовцев, Г. Корчагина-Александровская, Г.Васильев, Ж. Жердер, З. Виноградова, Б. Смолкин и многие другие.

Примерно с середины 1960-х четко очерченные рамки жанра оперетты начали постепенно размываться. Обогащая палитру своих выразительных средств, театры, наряду с классической опереттой стали обращаться и к музыкальным произведениям других жанров — рок-опере, мюзиклу. Такой процесс интеграции жанров свойственен не только России — он характеризует развитие театрально-музыкального искусства во всем мире.

Советские и российские экранизации оперетт

  • Сильва
  • Аршин Мал-Алан, с Рашидом Бейбутовым
  • Кето и Котэ 
  • Мистер Икс 
  • Белая акация
  • Вольный ветер, с Лионеллой Скирда
  • Черёмушки
  • Крепостная актриса , по оперетте «Холопка»
  • Аршин Мал-Алан, с Гасаном Мамедовым
  • Свадьба в Малиновке 
  • Трембита 
  • Только ты, по оперетте «Белая акация»
  • Цирк зажигает огни
  • Табачный капитан]
  • Поцелуй Чаниты
  • Под крышами Монмартра
  • Мелодии одной оперетты, телефильм, по оперетте «Бал в Савойе»
  • Ганна Главари 
  • Летучая мышь 
  • Сильва 
  • Принцесса цирка 
  • Продавец птиц
  • Вольный ветер , с Ларисой Белогуровой
  • Весёлая вдова
  • Перикола 
  • Марица 
  • Бал в Савойе
  • Прекрасная Елена
  • Цыганский барон
  • Под куполом цирка, телефильм, по оперетте Дунаевского «Сын клоуна»
  • Летучая мышь

См. также: Категория:Фильмы-оперетты



Просмотров: 16933


<<< Одран, Эдмон
Оффенбах, Жак >>>