Все музыканты // King Crimson - История и творчество

01 мая 2011


Оглавление:
1. King Crimson
2. История и творчество
3. Дискография



Зарождение

Гитарист Роберт Фрипп и ударник Майкл Джайлз начали обсуждать создание King Crimson в ноябре 1968 года, незадолго до распада недолго просуществовавшей и не слишком успешной группы «Giles, Giles and Fripp». Первым присоединившимся музыкантом стал мультиинструменталист Иэн Макдональд; вскоре добавились поэт Питер Синфилд и певец и гитарист Грег Лейк, которому поручались бас-гитара и пение.

Первая репетиция прошла в начале января 1969 года. Громкая премьера группы состоялась на знаменитом открытом концерте в Гайд-парке, организованном группой The Rolling Stones в июле того же года. В октябре вышел первый альбом King Crimson: «При дворе малинового короля».

Премьерный альбом коллектива, с одной стороны, явился демонстрацией возможностей вновь созданного коллектива, с первых шагов сделавшего серьёзную заявку на вхождение в «высшую лигу» рок-музыки. В композициях «Говорю с ветром», двухчастной готической рок-балладе «Эпитафия», двухчастной же джаз-роковой пьесе «Лунное дитя» музыканты продемонстрировали владение основными поджанрами мелодичного и импровизационного рока.

С другой стороны, альбом содержит и новаторские элементы. Открывающая альбом песня «Шизоид XXI века» с искажённым вокалом и характерным «металлическим» инструментальным звучанием знаменует завершение выделения жанра «метал-рок» из «хард энд хэви»-рока. С первой же композиции первого альбома King Crimson манифестировали приверженность полиритмии.

Её звучание можно было бы назвать «сигнатурным», но развивали жанр уже другие: по сути, King Crimson ничего подобного больше не создал, хотя «металлические» элементы присутствуют в творчестве группы до сего дня.

Завершающая альбом титульная композиция «Двор малинового короля» представляет собой длинный структурированный эпос в миноре с искусственными мажорными каденциями. Такой стиль, хотя и не чуждый King Crimson последующих периодов, более характерен для группы ELP, основанной годом позже при участии Лейка и позднее привлёкшей также Синфилда.

Титульный альбом King Crimson часто называют первым альбомом прогрессивного рока. Он остаётся самым популярным альбомом группы.

King Crimson гастролировала в Англии, а затем в Соединённых Штатах, выступая вместе со многими популярными музыкантами и коллективами, включая Iron Butterfly, Дженис Джоплин, The Rolling Stones и Fleetwood Mac. Тем временем внутри группы обострялись трение и выявившиеся различия в музыкальных предпочтениях, что привело в декабре к уходу Макдональда и Джайлза; позднее, в 1976 году, Макдональд стал одним из основателей группы Foreigner.

Семидесятые

В последующие несколько лет состав коллектива непрерывно менялся. Оставшееся трио Фриппа, Синфилда и Лейка просуществовало недолго, выпустив в марте 1970 года сингл «Кошачий корм/Рёв» и подготовив записи, вошедшие затем во второй альбом группы — «По следам Посейдона».

Второй альбом по характеру весьма близок к первому. Тяготение к усложнённым композициям проявилось на нем прежде всего в пьесе «Дьявольский треугольник» и двухчастности «Картин города» и титульной композиции. Жанрово-стилистический диапазон прочих включённых композиций варьирует от средневекового хорала до джаз-рокового блюза и эпоса.

К группе присоединился Мэл Коллинз, в записи нескольких дорожек принял участие Питер Джайлз. В апреле того же года группу покинул Лейк, вошедший во вновь образованную «ELP», оставив «Кинг Кримзн» без вокалиста. В качестве лидирующего вокалиста был привлечён Гордон Хаскелл, с которым записан третий альбом группы, «Ящерица».

В записи этого альбома, носящего очевидно экспериментально-поисковый характер, также приняли участие Энди Маккалох и Джон Андерсон из группы «Yes»). Стремление к усложнению макроформы достигло здесь своего пика в авангардной трилогии «Cirkus» сюите «Ящерица».

По завершении записи Хаскел и Маккалох покинули коллектив, оставив его в безнадёжном положении рок-группы без певца, басиста и ударника.

По продолжительном прослушивании выбор Фриппа и Синфилда остановился на барабанщике Иане Уоллесе и вокалисте Бозе Барреле, которого Фрипп решил также обучить игре на бас-гитаре. По ходу продолжительных гастролей группа в этом составе выпустила четвёртый альбом «Острова», поисковый по характеру и ставший переходным в истории группы — это и прощание с символистской поэзией Питера Синфилда, и первая «ласточка» или, вернее, буревестник грядущей метаморфозы — композиция «Sailor’s Tale», и, конечно, грандиозная концовка диска — прелюдия «Song of the Gulls», и собственно заглавная композиция диска — «Islands», фантастическая по красоте и лиричности, произведение настолько совершенное, что Фрипп окончательно перешёл от фазы «search» к фазе «destroy». В конце 1971 года коллектив покинул Синфилд. Оставшийся состав продолжал гастролировать в следующем году; записи 1971—1972 гг. вошли в концертный альбом «Земной». Состав дорожек этого альбома пересекается с «Островами», и живое исполнение представляется более интересным.

По окончании гастролей из «King Crimson» ушли Коллинз, Уоллес и Баррел, чтобы сформировать группу «Снейп», и Фрипп вновь начал поиск новых музыкантов.

В группу были приглашены импровизирующий перкуссионист Джеми Мюир, вокалист и басист Джон Уэттон, барабанщик Билл Бруфорд, расставшийся ради игры в нестабильной и непредсказуемой King Crimson с творчески и коммерчески успешным коллективом Yes, и Дэвид Кросс. Место сочинителя текстов занял Ричард Палмер-Джеймс.

Новый состав начал репетиции и гастроли в конце 1972 года, и уже в начале следующего вышел пятый студийный альбом группы, «Заливное из язычков жаворонка».

«Заливное …» существенно отличается от ранних альбомов группы и представляет собой заметную веху в истории как прогрессивного рока, так и рок-музыки в целом. Его смысловым центром являются три инструментальные пьесы: открывающая и финальная части титульной композиции и «Говорящий барабан». В них впервые проявилась тенденция группы к наращиванию по ходу развития тем ритмической и тембральной сложности на относительно бедном мелодическом материале, характерная для последующего творчества группы.

Альбом включает также энергичную и ритмически усложнённую балладу «Субботняя книга», неожиданно богато модулированную песню «Изгнанники» и странную полиметричную песню «Легкие деньги». Уникально для этого альбома дополнение барабанов перкуссией Мюира, создающее весьма сложный метрико-ритмический узор ударных инструментов.

Несмотря на студийный характер записи, «Заливное …» подчёркивает импровизационную составляющую творчества группы. Ещё более отчётливо она проявляется в записях тех лет, обнародованных в конце девяностых на дисках коллекционной серии, «Бит-клуб» и др.).

В 1973 году, в начале которого группу покинул Мюир, King Crimson продолжала гастроли по Британии, континентальной Европе и Америке.

Материал, записанный во время этих гастролей, представлен на альбомах «Беззвёздная библейская тьма», вышедшем как шестой студийный, несмотря на то, что большая часть композиций включена в живой концертной записи, и «США», считающийся концертным.

В 1974 году «Кинг Кримзн» записывают седьмой студийный альбом «Красное», уже как трио — без покинувшего группу Кросса, но с привлечёнными Коллинзом, Робертом Миллером, Марком Чаригом и Макдональдсом и …тем же Дэвидом Кроссом .

В этом составе группа не выступала, и по завершении его записи Фрипп объявил о роспуске King Crimson «навсегда».

Восьмидесятые

В начале 1981 года Фрипп и Бруфорд задумали образовать новую группу, которую планировали назвать Discipline. На роль басиста был приглашён Тони Левин, известный в профессиональных кругах как опытный сессионный музыкант. Кроме того, Фрипп позвал в группу гитариста Адриана Белью. Уже после начала европейского клубного тура музыканты решили, что эта группа является новым воплощением King Crimson.

В этом составе коллектив выпустил три студийных альбома: Discipline, Beat и Three of a Perfect Pair. Данные альбомы можно рассматривать как трилогию. Среди поклонников группы они известны как «нововолновые».

Белью выступает на них как вокалист и автор большинства текстов. Во многих случаях он пишет утрированно простые песни с очевидными намёками на окружающую песенную популярную культуру «новой волны». Поверх этого материала коллектив развёртывает сложную тембральную и ритмическую игру, подобно тому, как раньше они делали то же самое на искусственно обеднённом мелодическом материале. В части ироничности и «отстранённой включённости» в эволюцию музыкальной моды King Crimson «волнового» периода представляет собой совершенно уникальное явление.

В качестве собственно музыкальной задачи Фрипп упоминал относительно тех лет о стремлении создать рок-аналог гамелана, с полиритмической функцией, несомой не только ритм-секцией, но и парой переплетенных гитарных партий.

Эрик Тамм выделяет следующие ведущие идеи, характерные для музыки King Crimson восьмидесятых годов:

  1. рок-н-ролл;
  2. рок-гамелан, «Кадр за кадром», «Епитимья» и др.);
  3. метрическая усложненность и полиметрия;
  4. балладная форма, «Две руки») или её элементы, «Мужчина с открытым сердцем»);
  5. специфические гитарные приёмы и эффекты;
  6. включение «промышленных шумов», «Разгадай меня», «Без предупреждения» и др.);
  7. этнический дух, Thela Hun Ginjeet);
  8. импровизационный дух;
  9. текстурные контрасты;
  10. смещающиеся гармонические планы.

Кроме студийной трилогии, творчество King Crimson «волнового» периода представлено также на концертном двойном альбоме «Рассеянные влюблённые», нескольких коллекционных изданиях «официальных бутлегов» и в видеозаписях «Шум: Фрежю» и «Трое из совершенной пары: живьём в Японии», переизданных недавно на DVD, демонстрирующих незаурядные актёрские способности Белью.

После выхода «Троих из совершенной пары.» Фрипп вновь распустил группу, на этот раз почти на десятилетие.

Девяностые

В 1994 году, после рассмотрения различных вариантов состава, King Crimson восстанавливается в составе секстета, включающего Фриппа, Бруфорда, Белью, Левина, Трея Ганна и Пэта Мастелотто..

Этот состав выпустил три альбома: «ВиРУУМ», «ТРАК» и «ТРаКаТТаК») с крайне усложнённой музыкой, сочетающей «тяжёлое» звучание, характерное для King Crimson образца семидесятых, с привлечением песенного материала, характерным для восьмидесятых.

Записи девяностых лет также представлены на коллекционных «официальных бутлегах» и видеозаписи 1995 года «Дежа ВиРУУМ».

В конце девяностых развилась также практика концертов и записей King Crimson в сокращённом составе, процесс, который Фрипп назвал «фраКктализацией» группы. Сокращенные составы выступали и записывались в конце девяностых-первых годах XXI в. под названием «ПроеКктов»: «ПроеКкт Один», «ПроеКкт Два», «ПроеКкт Три», «ПроеКкт Четыре» и «ПроеКкт Икс» и «ПроеКкт Шесть»), для которых характерна прежде всего высокая импровизационность музыки.

Двухтысячные

На рубеже веков с уходом из группы Бруфорда и Левина King Crimson остался в более традиционном квартетном составе, совпадающем с «ПроеКкт Икс» и включающем на этот раз Фриппа, Белью, Ганна и Мастелотто.

В этом составе группа гастролировала и записала студийные альбомы «Создавание света» и «Силы верить» и пять концертных альбомов.

30 августа 2008 года большая часть прежних составов группы выступили на международном фестивале живой музыки «Сотворение мира» в Казани как «King Crimson Project», «Adrian Belew Power Trio» и «KTU». Вместе с группой выступил клавишник и скрипач Эдди Джобсон, вышедший на сцену впервые за последние 27 лет. 3 сентября 2008 года аналогичный концерт они дали в Москве в клубе B1.

С конца 2007 в группе новый второй барабанщик — Гэвин Харрисон, первый британец, пришедший в группу c 1972 года.

Характер исполняемой ими в двухтысячных годах музыки близок к творчеству девяностых.



Просмотров: 8694


<<< Jethro Tull
Maroon >>>