Все музыканты // Даллапиккола, Луиджи - Творчество

23 января 2011


Оглавление:
1. Даллапиккола, Луиджи
2. Творчество
3. Избранные сочинения



В творчестве Даллапикколы важнейшее место занимают оперы и вокальные произведения, написанные в додекафонной технике с применением контрапункта. Музыкальный язык композитора постоянно эволюционировал, в этой связи выделяются пять ключевых периодов, различающихся прежде всего тем, к развитию идей Веберна или Шёнберга на том или ином этапе своей жизни Даллапиккола обращался. Под веберновским началом понимается сочинение посредством серий и их линейное изложение, а также разреженность фактуры; под шёнберговским - стремление к противоположному полюсу.

  1. Досерийный период. Характеризуется диатоническим музыкальным языком с элементами свободно трактуемой додекафонии. Ключевые работы: «Три лауды», «Ночной полёт», «Песни узников», «Маленький концерт для Мюриэль Куврё».
  2. Первый серийный период. Ознаменовал начало активных экспериментов с серийной техникой, тяготением к Веберну, в меньшей степени - к Шёнбергу. Ключевые работы: «Из греческой лирики», «Чакона, интермеццо и адажио», «Узник», «Ронсеваль», «Четыре стихотворения А. Мачадо», «Три поэмы», «Иов»
  3. Второй серийный период. Продолжение экспериментов, более глубокое усвоение эстетики как Веберна, так и Шёнберга. Ключевые работы: «Музыкальная тетрадь Анналиберы», «Вариации для оркестра», «Песни на стихи Гёте», «Песни освобождения», «Маленькая ночная музыка», «К Матильде».
  4. Третий серийный период. Доминирование веберновского начала, но в то же время углубление понимания шёнберговского; новаторская трактовка ритма и тембров. Ключевые работы: «Пять песен», «Концерт на Рождественскую ночь 1956 года», «Да упокоятся», «Диалоги».
  5. Четвёртый серийный период. Отход от веберновского в сторону шёнберговского, их оригинальный синтез. Ключевые работы: «Молитвы», «Три вопроса с двумя ответами», «Улисс», «Слова св. Павла», «Словно тень», «Время разрушать - время строить», «Прощание».

Примечательно, что переход от одного серийного периода к другому и переосмысление метода у Даллапикколы сопровождался обращением к тональной музыке.



Просмотров: 8802


<<< Гурецкий, Хенрик Миколай
Дашкевич, Владимир Сергеевич >>>