Все музыканты // Бэйси, Каунт - Творчество

22 января 2011


Оглавление:
1. Бэйси, Каунт
2. Творчество
3. Библиография



Мастер свинга

Ритм — группа

Основой оркестра Каунта Бэйси была прекрасная ритм-группа, которая обеспечивала взаимодействие медных и язычковых духовых инструментов и создавала необходимый фон при исполнении соло. В эту прославленную оркестровую группу входоли такие мастера как Уолтер Пэйдж, Джо Джонс, Фредди Грин и сам Каунт Бэйси.

Введение ритм-гитары позволило изменить привычный стиль джазового сопровождения, сделав его более гибким и чутким по отношения к солистам оркестра и способствовало установлению фоур-бита в качестве нормы исполнения в джазе.

Особенно выделялась техника барабанщика Джо Джонса, заключающаяся в использовании тарелки «хай-хэт» для обеспечения основной метрической пульсации вместо большого барабана, позволивщая существенно смягчить тембр звучания ударных инструментов в биг — бэнде.

Другим важным элементом в звучании ритм-группы была точная и надежная техника «шагающего баса», которая заменила фортепианный аккомпанемент левой руки и добавила «раскачки» оркестровому свингу.

Играет Каунт Бэйси

О роли самого Каунта Бэйси в ритм — группе Нэт Шапиро писал:

  • «Фортепиано Бэйси по существу не может быть отделено от того живого пульса, который вырабатывает ритмическая группа его бэнда. Сама по себе его игра создает определённое настроение, а затем поддерживает и усиливает его. Но вместе с гитарой, басом и ударными его фортепиано становится неотъемлемой частью этой совершенной, мощной секции оркестра, которая увлекает и побуждает к драйву весь бэнд в целом. В этом смысле можно сказать, что оркестр Бэйси построен вокруг своей секции ритма — секции с таким битом, который больше, вероятно, чем какой — либо другой фактор повлиял ритмически как на большие, так и на малые оркестры за последние три десятилетия».

Ритм-группа оркестра Каунта Бейси часами репетировала отдельно от остальных музыкантов, добиваясь слаженности и четкости звучания. Впоследствии, её новациями пользовались многие джазовые составы.

Оркестровый стиль

Каунт Бэйси часто, ещё с конца 30-х годов, отдавал предпочтение легким и непринужденно развивающимся аранжировкам. Звучание оркестра всегда отличалось использованием риффовой техники, что было характерно для многих ансамблей Юго — Запада США. Такой тип оркестрового аккомпанемента давал полную свободу выдающимся солистам оркестра Бэйси, таким как трубачи Харри Эдисон, Бак Клейтон, тромбонисты Бенни Мортон, Дикки Уэллс, саксофонисты Хершел Эванс и Лестер Янг. Совершенно разные манеры исполнения саксофонистов , Янга и Эванса, придавали звучанию оркестра особый размах, напряжение и драматизм. Все эти солисты ярко представлены в записях 1937—1941 годов на фирмах Decca и Vocalion, и ставших одними из самых лучших записей джаза.

Медные духовые инструменты в оркестре Каунта Бэйси всегда отличались особенным звучанием и были источником колоссального напряжения. Рассказывая о том, что, собственно, бэнд-лидер ожидал от своей медной группы, Бэйси объяснял:

  • «Я хочу, чтобы эти четыре трубы и три тромбона жалили с настоящей силой и мужеством. Но я также хочу, чтобы это острое звучание было настолько же приятным и искусным, как если бы на их месте было всего три медных инструмента, которые я использовал в Канзас-сити. Я хочу сказать, что если у медных каждая нота не несет своего точного и определённого значения и они просто вопят и режут слух, то надо немедленно что-то изменить. Медь никогда не должна превращаться в самоцель».

В своих оркестрах 50-х — 60-х годов Бэйси сохранял яркое свинговое звучание, при этом подбирая солистов с более современными взглядами на джаз. Среди музыкантов того периода особенно заметными были Тэд Джонс, Эдди «Локджо» Дэвис, Фрэнк Уэсс, Маршалл Ройял, и Фрэнк Фостер. Изменения в звучании оркестра были связаны, в первую очередь с именами сотрудничавщих с Бэйси аранжировщиков, таких как Бенни Картер, Куинси Джонс, Тэд Джонс и Нил Хевти.

Джорж Саймон в своей книги «Биг-бэнды» писал:

  • «В течение десятков лет оркестр Каунта Бэйси был одним из самых восхитительных биг-бэндов. При этом стиль оркестра практически не менялся. А что такое „стиль Бэйси“? Это, прежде всего, сильное свинговое ансамблевое звучание, пересыпаемое многочисленными великолепными соло и, разумеется, легкими, заразительными фортепианными вставками лидера. Все годы оркестр Бэйси ухитрялся звучать свежо и современно. Вероятно, это происходило потому, что в нём всегда сохранялся исключительно здоровый дух. Музыканты играют то, что им нравится, а музыка оркестра способна удовлетворить вкусы самой широкой публики — в отличие от многих коллективов, пытающихся делать более сложные вещи и затрудняющихся найти контакт с аудиторией».

Сольный стиль Бэйси

Творчество Бэйси также значительно, если его рассматривать как пианиста. Ранние записи свидетельствуют о его мастерстве в манере регтайма и страйд-пиано. Однако, к середине 30-х годов Каунт Бэйси выработал абсолютно индивидуальный, лаконичный, ориентированный на блюз стиль, с характерным использованием коротких мелодических фраз, нередко — не более, чем клише, мастерски расставленных и сыгранных с остроумием и изобретательностью. Каунт Бэйси сознательно в своей игре придерживался минимализма, уклоняясь от популярных тогда фортепианных стилей и витееватой манерности, свойственной многим пианистам того времени. Главную свою задачу он видел в обеспечении свободы оркестровых импровизаций. Фортепиано Бэйси было энергетическим источником, откуда черпали мощь и поразительный драйв его оркестранты.

  • «Каунт, вероятно, лучший пианист для „подталкивания“ оркестра и поддержки солистов, — говорил гитарист Фредди Грин. — Я имею в виду его манеру готовить почву для каждого солиста. Когда он заканчивает свое соло, то как бы открывает путь для вступления следующему солисту».

Фортепианный стиль Каунта Бэйси является одним из наиболее легко идентифицируемых звучаний в джазе.

Бэйси оказал большое влияние на пианистов 50-х гг. школы Западного побережья. Такие разные джазовые пианисты, как Эрролл Гарнер, Мари Лу Уильямс и Джон Льюис также признавали его влияние.

Избранная дискография

Избранные диски Каунта Бэйси
  • 1929 — Basie’s Basement
  • 1932 — Jive At Five
  • 1936 — Super Chief
  • 1937 — On The Upbeat
  • 1938 — Rock-A-Bye Basie, vol.2
  • 1939 — Blues By Basie
  • 1946 — Count Basie: The Orchestra And The Octet
  • 1950 — Count Basie At The Piano
  • 1952 — Count Basie And His Orchestra Collates
  • 1953 — Sixteen Men Swinging
  • 1954 — Basie Jazz
  • 1955 — Rock The Blues
  • 1956 — Count Basie in London
  • 1956 — Live in Basel
  • 1956 — The Count
  • 1956 — The Swinging Count
  • 1956 — The Band Of Distinction
  • 1956 — Basie Roars Again!
  • 1956 — Basie Rides Again!
  • 1956 — Basie Bash
  • 1956 — Switzerland 1956
  • 1957 — Count Basie At Newport
  • 1957 — The Atomic Mr.Basie
  • 1958 — Basie Plays Hefti
  • 1959 — One More Time
  • 1959 — Count Baisie In Kansas City. 1929-32
  • 1961 — The Count Basie Story
  • 1963 — On My Way And Shouting Again
  • 1963 — The Best Of Count Basie
  • 1964 — The World Of Count Basie. 3 LP
  • 1988 — The Essential Count Basie. Vol. 1-3
  • 1992 — The Best Of Count Basie. 1937-39
  • 1994 — The Complete Atomic Basie
  • 1995 — The Complete Roulette Studio Count Basie. 10 CD
  • 1995 — Big Band Basie
  • 1995 — Live In France
  • 1996 — It Had To Be You
  • 1996 — Swingin' Machine: Live
  • 1996 — Live At Manchester Craftsmen’s Guild
  • 1996 — Pop Classics
  • 1996 — One O’Clock Jump
  • 1996 — Unbeatable Basie Beat
  • 1996 — Jazz Hour With Count Basie, vol.2: Jumpin'
  • 1996 — Makin’Whoopee
  • 1996 — Count Basie/Sarah Vaughan
  • 1997 — Count Basie Live! 1938 At The Famous Door NYC
  • 1997 — At The Royal Roost NY 1948
  • 1998 — Count Basie Encounters Oscar Peterson
  • 1998 — Live At The Sands
  • 1998 — Paris Jazz Concert 1972
  • 1999 — Swing Shift
  • 2000 — Cafe Society Uptown 1941
  • 2000 — Live in Stockholm
  • 2000 — Count On The Coast, vol.3
  • 2000 — Count Basie Live
  • 2001 — At Birdland Summer 1952
  • 2001 — Olympia: Live 5-62
  • 2001 — Palais De Chaillot 3-29-60: Live
  • 2001 — Swingin’At The Chatterbox: 1937
  • 2001 — Breakfast Dance And Barbecue

Избранные DVD

  • Count Basie «The Kansas City Suite»
  • Count Basie «Live 1962»
  • Count Basie «Sound of Swing»
  • Count Basie «Live in Europe & Jo Jones»
  • Count Basie «Swing Era Masters»
  • Count Basie «In Montreal 1988»
  • Count Basie "At Carnegie Hall "
  • Count Basie «Jam '75»


Просмотров: 9345


<<<