Все музыканты // Сабо, Габор

22 января 2011


Оглавление:
1. Сабо, Габор
2. Дискография



Габор Сабо — известный американский джазовый гитарист, венгерского происхождения. Один из первых смешал джаз с рок-музыкой и национальными мотивами. Габор Сабо в ранних 60-х известен своими экспериментами со звуком и инструментами: еще до Джимми Хендрикса он стал использовать эффект Feedback, раньше The Beatles применил ситар, внедрил латиноамериканские ритмы в музыку ранее Сантаны. Значительное влияние Габора Сабо на своё творчество признают такие музыканты, как Карлос Сантана, Джон Маклафлин, Робби Кригер и Ларри Корьелл.

Биография

Габор Иштван Сабо родился в Будапеште в социалистической Венгрии 8 марта 1936 года. Вдохновленный вестернами о ковбое Рое Роджерсе, Сабо в 14 лет начал самостоятельно учиться игре на гитаре, которую отец подарил ему на Рождество, при этом разрабатывая свою собственную манеру исполнения. В это же время, под впечатлениям от радиопрограмм Уиллиса Коновера с радиостанции Голос Америки юный Сабо начинает проявлять интерес к джазу. «Я, как Джонни Смит и Таль Фарлоу старался подражать их героям.» Где-то в это время Сабо начинает играть с местными группами в ночных клубах, пытаясь играть джаз и даже участвует в записи сессии, под руководством Мирны Белла, что было как раз перед его отъездом из Венгрии, накануне путча 1956 года.

1958 по 1960

Переехав в США, Сабо и его семья обосновывается в Сан-Бернардино, штат Калифорния. После неудачной попытки сделать карьеру в музыке со своей группой, молодой гитарист некоторое время работает дворником и стремится поступить музыкальную школу Беркли в Бостоне. В 1958 году он был зачислен и уезжает в Бостон, где учится два года с 1958 по 60-й годы. В Беркли он изучает музицирование и аранжировку. Там же он знакомится с пианистами Тошико Акийоши и Бобом Джеймсом, саксофонистами Чарли Мариано и Ником Бригнола с композиторами Гари МакФарландом и Майклом Гиббсом. Вскоре он был приглашен для на исторический джаз фестиваль в Ньюпорте 58-го года и в составе интернациональной группы музыкантов участвует в двух своих первых записях для лейбла Columbia, одна из которых была совместно с Луи Армстронгом. Также он записывает со студентами из Беркли альбомы JAZZ IN THE CLASSROOM VOLUME II и JAZZ IN THE CLASSROOM VOLUME IV.На четвертом из этих альбомов, в записи которых принимает участие Сабо, его роль становится более заметной чем раньше, особенно после исполнения сложной композиции собственного сочинения под названием «Dilema» с ярко выраженным металическим певучим звучанием гитары. За время обучения в Беркли Сабо сотрудничает с группой Тошико Акийоши и играет с бостонским lounge исполнителем Джо Мерлино. В период работы в трио Мерлино, он знакомится с Алисией Солари и в 1959 году в Бостон женится на ней.

1960 по 1965

Не добившись получения стипендии для продолжения учебы, он переезжает в Лос-Анджелесе, где вскоре вступает в квинтет Чико Хэмилтона, в составе которого выступал и талантливый тенор саксофонист и композитор Чарльз Ллойд. В составе этого коллектива с 1962 по 1963 годы он принимает участие в записях альбомов Drumfusion, Passin' Thruи A Different Journey. В то же время квинтет преобразуется в квартети записывается диск Man From Two Worlds. Вскоре после того, Ллойд покидает группу, чтобы играть с Кэннонболом Эддерли, а на его место приходит Джимми Вудс. В 1964 году группа Хэмилтона работает в Нью-Йорке с Леной Хорн в Talk of the Town club, с которой позже гитарист запишет несколько альбомов. В это же время Габор Сабо записывает саундтрек к фильму Отвращение режиссера Романа Полански. Вскоре, после возвращения в Нью-Йорк критики из Down Beat уже называют Сабо «Талантом заслуживающим более высокого признания»). Вместе с группой Хэмилтона Сабо записывает еще три альбома: Chic Chic Chico 65-го года, EL CHICOEl Chico и The Further Adventures Of El Chico 66-го года, проявляя на них свою уникальную игру и навыки композитора.

1965 по 1966

Вдохновленный Чиком Хамильтоном Сабо продолжает развивать свой собственный уникальный стиль, его манера исполнения становится все более своеобразной. Металлическое звучание его гитары и смесь одиночной фразировки с аккордовыми порывами стал легко узнаваем слушателями джаза. Вскоре он понял, что вырос из рамок простого участника группы и покидает Хэмилтона. В 1965 году Сабо вступает в, впоследствии называемую им же «Супергруппу», квартет, участниками которой становятся также Чарльз Ллойд, басист Рон Картер и барабанщик Тони Уильямс и начинает выступать в Нью Йорке, при этом с группой Хэмилтона он отношения не разрывает и участвует в записи альбомов EL CHICO and THE FURTHER ADVENTURES OF EL CHICO, а с группой Ллойда весной 1965-го записывает диск OF COURSE, OF COURSE. Хотя Сабо и ценит энергию и контрасты музыки Ллойда, но ощущает в себе большую склонность к романтике баллад и привлекательности рок-н-ролла. С однокурсником по Беркли, Гари Мак-Фарлендом, зарекомендовавшему себя к тому времени весомым джазовым композитором и аранжировщиком вследствие впечатляющего сотрудничества со Стэн Гетц, Джоном Льюисом и Биллом Эвансом, Сабо вынашивает идею объединить джаз и Рок вместе. После успеха записи МакФарланда SOFT SAMBA, МакФарланду выпала возможность собрать квинтет. Он пригласил к себе Сабо и создал успешный музыкальный союз, который будет существовать в течение следующих пяти лет. Вместе с МакФарландом они записывают THE IN SOUND — потрясающий образец музыкальности МакФарланда и эффектного соло Сабо. Второй раз их союз проявит себя два года позже, при записи дебютного сольного альбома гитариста GYPSY '66 В феврале 1966 года Макфарланд и его джазовый оркестр уже приглашают для выступления в Линкольн-центре. Ему была предоставлена возможность выбрать самых лучших музыкантов Нью-Йорка и подобрать репертуар. Для этого выступления Макфарландом была создано произведение «Mountain Heir», написанное в честь своего гитариста, Габора Сабо. Это событие закрепило за Габором Сабо статус новой звезды и подвело Сабо к началу сольной карьеры в джазе.

Сольная карьера Сабо была запущена в мае 1966 года, когда он объединился с Чико Хэмилтоном и Роном Картером для записи одного из лучших его альбомов SPELLBINDER. Альбом получился экспериментальным и захватывающим, объединяющим джазовые стандарты с роком и ритмами Латинской Америки, которые впоследствии возьмет себе за основу Карлос Сантана. Тот же Сантана впоследствии включит риф из композиции «Gypsy Queen» альбома SPELLBINDER в свою песню «Black Magic Woman». Спустя год Сабо совместно с МакФарландом записывает коммерческий альбом SIMPATICO, более тяготеющий к поп музыке, нежели к джазу. В это же период Габор Сабо прислушивается к звучанию новых рок музыкантов таких как Джордж Харрисон, Эрик Клэптон, Джимми Хендрикс и берет на вооружение все новое, что они внесли в технику исполнения. В этот же год, после многих лет увлечения индийской музыкой и работами Рави Шанкара Сабо вместе с ударником Бернардом «Притти» Пёрди собирает группу для записи альбома JAZZ RAGA, где игра гитариста на расстроенном инструменте имитирует звук ситары. Хотя альбом объединивший джаз, рок и индийскую музыку получил неоднозначную реакцию, он показал готовность Сабо экспериментировать и идти на новшества.

1967 по 1970

В 1967 году Сабо формирует первую, и, возможно, самую удачную свою группу. Квинтет, подпитанный необыкновенно талантливым гитаристом Джимми Стюартом, давним другом и соратником Сабо басистом Луисом Кабоком, ударником Хэлом Гордоном, которого впоследствии сменяли Джим Келтнер, Дик Берк, Джонни Рей , Марти Морелла и др., оказался наиболее подходящим и идеальным для выражения музыкальных идей Сабо. Классическое музыкальное образование Стюарта, как и в случае сотрудничества с Ллойдом, помогло Сабо, реализовывать свои идеи прямо с лету, при этом помогая друг другу проявить свои таланты, часто играя на контрасте в исполнении. В студии звукозаписывающей компании Impulse! Сабо с новым квинтетом записывает вживую диск THE SORCERER, ставшим одним из самых важных в его творчестве. Успех этого альбома привел руководство лейбла к идее переиздать альбом, включив в него дополнительные треки — в таком исполнении выходит записанный также живьем MORE SORCERY.

Гитарист, в сотрудничестве с продюсером Бобом Тилле начинает участвовать в коммерческих записях набирающих тогда популярность коллективов, песен и альбомов в которых роль гитары отведена на второй план. Таким образом выходят тяготеющий к поп музыке альбом WIND, SKY & DIAMONDS под именем Габора Сабо, оркестровый LIGHT MY FIRE с Бобом Тилле и SONGS FOR GENTLE PEOPLE со Стивом Аленом.

Проживая на Кордел Драйв в Голивуде, где его соседями были Элизабет Тейлор и Кэтрин Хепбёрн, записываясь и выступая исключительно на Западном побережье, Габор Сабо сотрудничает с Гари Макфарландом, виброфонистом Колом Чейдером записываясь для Skye Recording Co., Ltd. Базируясь в Нью-Йорке под руководством менеджера Нормана Шварца Скай рекордс, основанный как независимый лейбл, для поиска и продвижения contemporary jazz музыкантов в течение трёх лет записывает несколько интереснейших дисков Сабо: BACCHANAL и DREAMS и 1969 — хорошую коллекцию поп/рок вариаций Сабо. В течение этого периода Габор Сабо много эксперементирует отталкиваясь от отзывов слушателей и критиков на его записи. Он успешно достигает своих целей используя гудение ситар, со вкусом показав возможность использования их выразительного металлического звука в исполнении и Биллом Фризеллом). Сабо будет и в дальнейшем экспериментировать со звуком, но основным упехом его опыты пользуются во время живых выступлений.

К концу 1969-го Габор сотрудничает с легендарной певицей Леной Хорн для записи классического альбома LENA & GABOR. Навечно популярная, всеми любимая запись достоверно и идеально показала Габора Сабо как одаренного и восприимчивого аккомпаниатора, а для Лены Хорн это была удачная возможность охватить молодую аудиторию используя более современный материал. Хотя Лена и Хорн уже бывали на сцене ренее, этот альбом представил возможность слушателям понять насколько это сотрудничество было удачно. На следующий год они еще раз воссоединяются на телевизионном выступлении Лены Хорн. В 1969 Макфарланд, Кол Чейдер и Сабо расстались, и Сабо, редко выступаяя, начинает вынашивать планы о создании новой группы.

1970 по 1973

В мае 1970 Сабо собирает секстет в состав которого входят Ричард Томпсон), Вольфганг Мельц), Джим Келтнер), Лин Блессинг) и Хол Гордон). В работе его новой группы большее место отведено ударным и перкуссии, соответствующих рок-исполнению и допускающей твердую поддержку джаза. Классически обученный пианист Ричард Томпсон уже гастролировал с The Beach Boys. И он, и басист Вольфганг Мельц уже были частью успешной поп-группы. Вибрафонист Лин Блессинг недавно выпустил свой собственный альбом навеянный влиянием рок музыки на джаз под названием SUNSET PAINTER. Все трое недавно работали в инновационной группе. Теперь с новой группой, с чистого листа, Сабо собирает коллектив в студии для записи альбома MAGICAL CONNECTION. Сабо в течение года будет изменять количество участников при записи композиций от секстета до квартета, а иногда, и квинтета. Талантливый басист Вольфганг Мельц быстро взошел по важности в группе. Мельц расширил и дополнил список стандартов Сабо своими композициями: "Country Illusion, " "Rambler, " «Help Me Build A Lifetime» и «Reinhardt.»

В начале 1971 года Сабо совместно со знаменитым сессионным блюзовым гитаристом Бобби Уомаком выпусккает высококлассный продукт — альбом HIGH CONTRAST, выдержавшим все испытания критиками и поклонниками. Даже сегодня эта запись имеет культовую привлекательность, как для сторонников блюза Бобби Уомака, так и для сторонников джаза Сабо 60-х. Композиция «Breezin», которую Габора Сабо сочинил специально для Уомака, впоследствии стала хитом Джорджа Бенсона. Правда Уомак, впоследствии авторство этой композиции попытается присвоить себе. Далее Сабо объединяется с басистом Вольфгангом Мельцем, перкуссионистом Мэйуто Кореа и Чарльзом Ллойдом. Сабо и Ллойд в это время часто работают вместе в результате чего в 1972-ом выходит альбом Сабо GABOR SZABO LIVE, который был издан только в 1974-м. Хотя Ллойд и Сабо исполняют на нем только одну композицию Sombrero Sam, в студии они объединяются в 1972 для записи альбома Чарльза Ллойда WAVES, удачно сочетающем в себе рок тенденции и ипровизационный талант.

Летом этого же года, Сабо принимает решение сблизиться с одним из самых больших его поклонников, Карлосом Сантаной, который, к 1972 году уже стал всемирно известный рок-звездой с популярностью, затмившей Сабо. Сабо провел несколько недель, совместно с Сантаной в Сан-Франциско, играл с рок-гитаристом и его группой. Именно в этот момент Карлос Сантана, используя элементы джаза, искал пути изменения всеми узнаваемого стиля его группы. Сабо предлогает Сантане создать совместный коллектив, но Сантане, к сожалению, пришлось отказаться, ради работы с Джоном Маклафлиным и Ларри Янгом для созданмя альбома LOVE DEVOTION AND SURRENDER вклад Сабо в написание которого весьма ощутим.

Сабо, человек у которого со многими складываются прочные дружеские связи, этим же летом возобновляет отношение с другом детства венгром Питером Тоттом. Тотт, как и Сабо, также покинул Венгрию в 1956 году и поселился в Швеции, где он стал активным пропагандистом джаза и телевидения . Сабо и его жена, Алисия, отправляются в Стокгольм и в августе 1972 года. Тотт вместе с Ларсом Самуэльсоном, владельцем Four Leaf Clover records организовают сессию записей. В результате чего появляется SMALL WORLD, ставший одним из лучших записей Сабо, в котором гитарист эффективно сработал с европейским fusion гитаристом Янне Шеффером, предлагая слушателям свою сольную интерпретацию композиции Родригеса «Concerto de Aranjuez».

По возвращении в Соединенные Штаты, Сабо стремится вновь разжечь интерес к своим альбомам записанным в середине 60-х. Он объединился с компанией Creed Taylor, чей филиал CTI Records продюсировал одних из самых лучших джаз коллективов начала 70-х. Гитарист отправляется в Нью-Йорк и в декабре 1972 года записывает диск MIZRAB — необычный альбом, который содержит два выдающихся трека собственного сочинения Сабо «Mizrab» и «Thirteen». Хотя запись была сделана со студийными музыкантами, она снова воссоединила Сабо с басистом Роном Картером и его другом по студенчеству в Беркли Бобом Джеймсом. Сотрудничество Джеймса и Сабо быстро развивалось и воплотилось в блестящие и эффектные альбомы записаные на CTI: SKYLARK Пола Дезмонда, Rambler и MACHO оба GABOR SZABO.

Сабо по-прежнему остается, в основном, на Западном побережье периодически воссоединились со своими старыми коллегами по группам Джимми Стюартом и Луи Кабоком. На клавишах сменяют друг друга Richard Thompson, Mike Wofford и Joanne Grauer, участвуя в единичных записях. Постоянным остается только барабанщик Боб Морин. В сентябре 1973 года, Сабо было предложено выступить со своей группой в Карнеги-Холле в Нью-Йорке, чтобы играть как часть тройного гитарного проекта, в котором также участвуют Лауриндо Альмейда и Джон Фэи. Во время этой поездки в Нью-Йорк, в сентябре, в студии Rudy Van Gelder’s New Jersey, Сабо записывает альбом RAMBLER.

1974 по 1977

Летом 1974 года, впервые со времен восстания 56-го Габор Сабо возвращается в Будапешт. Сабо за время двух с половиной месяцев поездки вместе с женой Алисией и их девятилетним сыном Блезом, гитарист встречается с членами семьи и старыми друзьями и удивляется, как мало что изменилось. Во время своего пребывания на родине он принимает участие в круглом столе со студентами консерватории в Будапеште, играет с несколькими группами в клубах Будапешта и участвует в съемках в студии венгерского телевидения: JAZZPODIUM 74: САБО GABOR MUSORA, Это было первое на венгерском телевидении шоу полностью посвященное джазу.

Вернувшись в Соединенные Штаты, Сабо находит, что путешествие вновь вдохновило его. Он стремится объединить в одно целое элементы акустики и современного электрического звучания. Это стремление привело его к записи «Венгерской рапсодии» Франца Листа в альбоме MACHO. Он формирeт «оркестр» из его нынешнего квартета и бывших членов его группы Луи Кабоком, Джимми Стюартом и Мэйуто Кореа. Эта группа называют Perfect Circle в честь того, что Сабо видел эволюцию в своей музыке. Хотя группа несколько раз появлялся клубах, кристализовать её Сабо не смог. Тогда и когда-либо впоследствии, Perfect Circle никаких записей так и не сделали.

В начале 1975 года с небольшой группой студийных музыкантов, Сабо выпускает альбом MACHO. С 1976 году он начинает записываться на популярном лейбле. Его рабочий квартет теперь состоит из пианиста Джорджа Кабели и басиста Тони Дюма). В этот год Сабо, под руководством востребованного тогда исполнителя диско Банни Сиглера, с группой студийных музыкантов из Филадельфии записывает коммерчески успешный альбом NIGHTFLIGHT. Альбом, наполненный атрибутами диско и мелодраматической музыкой, тем не менее процветает, заглавная композиция Concorde быстро становится одним из основных продуктов репертуара Сабо. В этот же год исполнение Сабо можно услышать на альбомах исполнителей Coke Escovedo «COMIN' AT YA» и Charles Earland «THE GREAT PYRAMID».

В следующем году, Сабо и его жена Алисия развелась. Она и их сын, Блез, переехали в Бостон, в то время как гитарист остается своем доме в Голливуде. Музыкально, он объединился с бывшим Джаз крестоносцем Уэйном Хендерсоном чтобы участвовать в записи диска FACES. Хендерсон, как и Бобби Уомак раньше, умело обрамляет темы музыкой Сабо, что оставляет гитаристу достаточно места для самовыражения. В записи диска FACES используется текущая рабочая группа Сабо. В её состав входят: Бобби Лайл, Марлон Макклейн, Натаниэль Филлипс и Брюс Картер — той же группы, которая в 1994 году сопровождает Карлоса Сантану во время съемок видео в дань памяти Сабо, оказавшему так много на него влияния. Также Сабо воссоединяется с гитаристом Джимми Стюартом для записи композиции «Estate», песни, которую радиостанция KKGO помогла превратить в местных хит в Сан-Франциско в течение лета 1977 года.

1978 по 1982

FACES раскритиковали и продажи пошли очень плохо. В конечном счете этот альбом стал последней записью Габора Сабо выпущеной в Америке, но не последней в карьере. В начале января 1978 года, гитарист снова едет в Швецию и записывает BELSTA RIVER захватывающие слияние с гитаристом Янне Шаффером и бывшим басистом Фрэнка Заппы, Пеккой Похьола. Через месяц после записи Сабо снова возвращается в Венгрию для участия в Live in performance at the Budapest Hilton Hotel программой снимаемой венгерским телевидением. После возвращения в Соединенные Штаты, гитарист вступает в секту Церковь Л. Рона Хаббарда Саентология и пытается освободится от наркозависимости, к которой он пришел еще со времен работы с Чико Хэмилтоном, он выступает в программе Нарконон, в центре реабилитации Отдела Саентологии. Сабо дает благотворительные концерты в Калифорнии в пользу Церкви. К ноябрю он заводит дружбу с видным саентологом пианистом Чиком Кориа и подписал контракт с Vanguard Artists International, Агентством по управлению общенным мнением секты саентологов руководимым Кориа.

Гитарист получает контракт с Atlantic Records и вместе с группой студийных музыкантов в 1979-м записывает альбом FEMME FATALE . Альбом, включающий композицию созданную в дуэте с Чиком Кориа «Out Of The Night», не принимается на Atlantic Records. Пленки с записями были возвращены Сабо и его контракт с Atlantic Records был разорван. Гитарист для выпуска альбома пытался привлечь другие американские компании, но безуспешно. Только в 1981 году небольшая венгерская компании Pepita International соглашается издать альбом в Европе. В июле 1979 года, Сабо выступает на джазовых фестивале Montreux Jazz Festival в Монтрё в группе совместно с Джо Беком, Майком Ричмондом и Дэнни Ричмондом и на фестивале George Wein Festival в Лондоне с светилами Диззи Гиллеспи, Milt Jackson, Би Би Кинг и Стэн Гетц.

К февралю 1980 года, Сабо чувствовает себя все более порабощенным и преданным церковью Саентологии. Он рассказывает друзьям: «они превратили меня в зомби.» Он возбуждает 21 млн долл. иск против церкви и Vanguard Artists International, обвинив их в незаконном присвоении средств, финансового принуждения и уклонение от уплаты налогов. Но иску не удалось выдержать арбитражного разбирательства и дело было закрыто. Попытка в судебном порядке разорвать отношение с Vanguard Artists International ничего не дала, Сабо суд проиграл. На фоне всего этого у музыканта ухудшается здоровье. Сабо в это время выступает крайне редко, посвящая большую часть своего времени на свою новую любовь венгерскую модель Марианну Алмази, отбиваясь от демона героинозависимости. Пианист и старый друг музыканта, Ричард Томпсон был, однако, в состоянии уговорить Сабо снова вернуться к творческой жизни. Трио Томпсона поддерживается барабанщиком Бобом Мориным и Грегом Ли, талантливым молодым басистом который оказался достойной сменой своему предшественникоу Вольфгангу Мельцу. Эта группа надеялась помочь Сабо открыть новые силы, энергию, энтузиазм и вернуться к творчеству. Но к 1981 году, с чувством усталости и разочарования, под давлением пагубной привычки, Сабо последний раз приезжает на родину. Оказавшись дома, он воссоединяется со старыми друзьями перкуссионистом Аттилой Гарай и бас гитаристом Питером Дандо и дает интервью в шоу венгерского телевидения PULZUS в Будапеште в поддержку европейского релиза своего последнего альбома FEMME FATALE. В начале декабря 1981 года Сабо становиться плохо и его госпитализируют с признаками болезни почек и печени. Однако после незначительного улучшения, 26 февраля, 1982, Габор Сабо наконец поддался болезни, которой он страдал, и умер в больнице. Музыкант был похоронен в Будапеште.

Заключение

Габор Сабо является одним из тех гигантски влиятельных гитаристов, чье имя или музыку слышали лишь немногие. Будучи самоучкой, Сабо играл блестяще соединяя элементы джаза, поп-музыки, цыганской, индийской и ближневосточной музыкой, создав мистический и совершенно уникальный стиль. Звучание гитары Габора Сабо для того времени было крайне необычным. Этот тембр и манера исполнения в сочетании с венгерскими корнями музыканта, влияние которых он воплотил в звуке, сделали его одним из ведущих гитаристов в середине 60-х и начале 70-х. Одну часть этого саунда, делали его талант и руки, другую часть исходила от оборудования и инструментов, которые он использовал при игре. В отличие от большинства джазовых гитаристов, Сабо почти всегда играл на акустической гитаре, в частности на гитаре Martin Dreadnought D-45 или D-285 оснащенной звукоснимателем производства DeArmond, помещенный в центр резонаторного отверстия гитары, дающим превосходный баланс звучания басовых и высоких струн. Сабо, по большей части, не был достаточно серьезно воспринят в джазовом мире, как ему бы хотелось. Дело в том, что его эксперименты по смешению джаза, рока, поп, фолк, венгерской и цыганской музыки просто не укладывалось в нормы того времени. Но Габор Сабо всегда был бунтарем и его влияние на современную гитаристов можно легко проследить и в наши дни.

« Смена музыкальных ориентиров свидетельствует о зрелости. Часто задаюсь вопросом: считать ли себя джазовым исполнителем? Мне думается, имею на это полное право. Но все-таки предпочитаю называться современным артистом... Одно могу сказать наверняка: я не сумею сыграть ни ноты, покуда не почувствую движения изнутри
Габор Сабо
»


Просмотров: 8464


<<< Росси, Фрэнсис
Сайкс, Джон >>>