Все музыканты // Ойшер, Мойше

23 января 2011


Оглавление:
1. Ойшер, Мойше
2. Фильмография
3. Дискография



Мойше Ойшер — еврейский театральный и киноактёр, кантор, звезда американского кино на идише 1930—1940-х годов.

Биография

Ранние годы

Большая синагога в Липканах, 1910-е годы
Кантор Мойше Ойшер

Мойше Ойшер родился в семье кантора Зейлика Ойшера в бессарабском местечке Липканы в 1907 году. Вскоре после рождения младшей дочери отец уехал в Монреаль и Мойше со своей сестрой Фрейдл воспитывался в доме своего деда по материнской линии столяра Мэхла. Учился у известного липканского педагога Лейзера Школьника, был певчим в синагогальном хоре кантора Йосл Штернберга, участвовал в детских театральных постановках баснописца Элиэзера Штейнбарга.

В конце лета 1921 года Мойше с матерью и сестрой перебрались к отцу в Монреаль, а через два года вся семья переехала в Нью-Йорк, затем в Филадельфию, где отец получил позицию кантора в одной из филадельфийских синагог. Через несколько лет Мойше уже самостоятельно вернулся в Нью-Йорк и перетянул туда сестру. Первая работа будущего актёра в Америке — помощником продавца в продовольственной лавке. В 1920-е годы начал участвовать в театральных постановках на идише вместе со своей сестрой, которая быстро приобрела известность исполнением детских ролей в театрах на Второй авеню нижнего Истсайда на Манхэттене. В начале 1930-х годов Ойшер организовал собственую антрепризу, для которой писал сценки под псевдонимом «бен Зейлик», а с 1932 по 1934 год ездил с гастролями по Южной Америке, главным образом Аргентине.

Румынская синагога

Фасад Румынской синагоги на Ривингтон стрит
Зал Румынской синагоги

По возвращении в Нью-Йорк, в 1935 году Ойшер прошёл по конкурсу на позицию кантора в знаменитой «Румынской синагоге», что было весьма серьёзным успехом для начинающего кантора. «Румынская синагога», или First Roumanian-American Congregation, по адресу 89 Ривингтон стрит между улицами Орчард и Ладлоу, являлась одной из самых знаменательных и старейших синагог города и в первую очередь славилась своей акустикой, залом на две тысячи мест и канторским искусством. Вследствие последнего она и получила в народе известность «Карнеги-Холла для канторов» — в разное время здесь постоянно работали или вели праздничные службы самые знаменитые канторы и оперные исполнители страны, в том числе Йосэлэ Розенблатт, Мойше Кусевицкий, Ричард Такер, Джен Пирс и Роберт Меррилл; в хоре синагоги начинали комические артисты Эдди Кантор, Джордж Бёрнс, и Рэд Баттонс.

Деталь фронтона Румынской синагоги

Само здание Румынской синагоги было построено в 1857 году под немецкую евангелическую церковь, в 1864 году перекуплено немецко-еврейской конгрегацией «Шаарей Шомаим», в 1890 году вновь превратилось в церковь, и наконец в 1902 году стало Румынской синагогой с перестроенным в романском стиле фасадом. Мойше Ойшер здесь работал до конца 1940-х годов, после чего выступал в летних пансионатах в Катскильских горах, где ему аккомпанировала на фортепиано его вторая жена.

Кинокарьера

Кадр из кинофильма «Канторский сынок», 1940 год.

Тогда же, в середине 1930-х годов Ойшер дебютировал на нью-йоркском радио, с которым был связан до конца жизни, и женился на актрисе Флоренс Вайс — их брак распался в начале 1940-х годов и в 1945 году Ойшер женился вторично, но до того и в театре и в кино он обыкновенно снимался вместе с женой. Вместе с Флоренс Вайс Ойшер на протяжении ряда лет вёл радиопередачу Stanton Street Clothiers на канале WBBC. Помимо нью-йоркских театров, он в эти годы работал также в Third Ward Yiddish Theater в Ньюарке.

Кадр из кинофильма «Янкл-кузнец», 1938 год.
Афиша антрепризы М. Ойшера и Ф. Вайс «Ночь в Париже» на гастролях в Буэнос-Айресе, 1934

Свою дебютную и сразу принесшую ему широкую известность роль деревенского кузнеца Янкла Ойшер сыграл в кинокартине «Янкл-кузнец» по одноимённой пьесе Довида Пинского. Пьеса дебютировала 25 ноября 1909 года в нью-йоркском театре Thalia в постановке Дувида Кесслера; премьера кинокартины режиссёра Эдгара Г. Алмера в адаптации Осипа Дымова состоялась 1 ноября 1938 года в нью-йоркском Continental Theatre. Фильм представлял собой оперетту на музыкальной основе популярного тогда свинга. В следующем, 1939 году вышла другая музыкальная лента Ойшера «Виленский городской кантор» по пьесе Бернарда Горина «Дэр вилнэр балэбэсл», где он сыграл главную роль знаменитого виленского кантора Страшунского. В 1940 году на экраны вышел автобиографический фильм Ойшера «Канторский сынок». К этому времени Мойше Ойшер был уже одним из самых знаменитых еврейских актёров страны и достиг пика своей популярности.

Кадр из кинофильма «Янкл-кузнец», 1938 год.

Музыкальная карьера

Обложка грампластинки «Пасхальный седер М. Ойшера», 1956 год.

В 1943 году Ойшер подписал контракт с Чикагским оперным театром на исполнение ведущих ролей в постановках «Еврейки» Жака Фроменталя Галеви и «Паяцев» Леонкавалло. Вскоре он однако перенёс свой второй сердечный приступ и выступления были прерваны. Тогда же, в самый разгар войны он снялся уже на английском языке в кинокартине «Песни о России» компании Metro-Goldwyn-Mayer Studios, о попавшем в самом начале войны в Советский Союз американском дирижёре Джоне Мередите.

Обложка альбома «Golden Yiddish Hits»

Дальнейшей кинокарьере воспрепятствовало плохое здоровье, к концу 1940-х годов Ойшер даже уволился из Румынской синагоги и выступал лишь с периодическими концертными программами, к которым он написал ряд песен на слова современных ему еврейских поэтов, например популярную песенку «Стоит у местечка домишко» на слова кишинёвского поэта Золмена Розенталя, «Мой дорогой» на слова советского еврейского поэта Ицика Фефера, на слова Ицика Мангера и других авторов. В конце 1940-х и начале 1950-х годов он записал несколько долгоиграющих пластинок — народных песен, театральных шлягеров, ансамблем Kadimah Singers и с клезмерским кларнетистом-виртуозом Дэйвом Таррасом — в основном для лейбла Banner Records. В 1956—1958 годах вышли три антологии литургической и народной музыки к еврейским праздникам с нарративным текстовым сопровождением на английском языке, которые стали его последней музыкальной работой.

Большинство из этих записей были переизданы в последние два десятилетия, в том числе в цифровом ремастеринге исходных магнитных лент. Среди прочих, Ойшеру принадлежат первые записи популярных шлягеров «Дона-Дона» и «Майн штэйтэлэ Бэлц» — последней в киноленте «Канторский сынок». В 1956 году он снялся в своей последней роли в кино — в кинокартине «Пение в ночи» режиссёра Макса Ноззека, где он сыграл главную роль пережившего нацистские концлагеря и страдающего амнезией Лео. Мойше Ойшер умер 51 года в ночь с 27 на 28 ноября 1958 года от третьего по счёту сердечного приступа.



Просмотров: 8502


<<< Мулерман, Вадим Иосифович
Ойшер, Фрэйдэлэ >>>