Все музыканты // Лайдон, Джон
23 января 2011Оглавление:
1. Лайдон, Джон
2. Сотрудничества
3. Отзывы критики
Джон Джозеф Лайдон; род. 31 января 1956 года) британский рок-музыкант, фронтмен и основной автор панк-группы Sex Pistols и затем Public Image Ltd, с начала 1990-х годов выступающий соло. Джон Лайдон был «истинным мозгом Sex Pistols» и вошёл в историю рока как «один из самых влиятельных и почитаемых» исполнителей.
В середине 1970-х годов Лайдон оказался в центре внимания британских СМИ как выразитель протеста против музыкального истеблишмента, британской классовой системы и монархии; впоследствии приобрел репутацию остроумного комментатора, теле- и радиоведущего, а также по выражению обозревателя журнала Q «статус бесценного национального достояния».
Биография
Джон Лайдон родился в католической рабочей семье выходцев из Ирландии и вырос в Финсбери-парке на севере Лондона, в семье был старшим из четырёх братьев. Лайдон обучался в школе Св. Уильяма в Айлингтоне на севере Лондона, где в числе его друзей впоследствии были Дэвид Кроу и Тони Пёрселл, один из пионеров интернет-индустрии в Шотландии.
Школьные годы
В возрасте семи лет Лайдон заболел менингитом спинного мозга; в течение полугода он время от времени впадал в кому, из-за чего утратил большую часть детских воспоминаний. Из-за болезни у него также резко ухудшилось зрение и на всю жизнь остался заметно искривлённым позвоночник. Вследствие этого в школе он был очень замкнут и застенчив, получив от сверстников прозвище «чурбан». Очень скоро, однако, Лайдон проявил остроумие, творческую одарённость и оригинальность «качества, совсем не обязательно приветствуемые в британской системе школьного образования».
Незадолго до экзаменов Джон Лайдон был исключён из католической школы и образование заканчивал сначала в колледже Хакни-Стоук Ньюингтон, затем в Кингсвэй-колледж. Здесь он познакомился с Сидом Вишесом, а кроме того, обрёл свободу самовыражения и начал культивировать «анти-фешенебельный» имидж, впоследствии ставший символом панк-культуры. К этому времени Лайдон всерьёз заинтересовался экспериментальной и авангардной музыкой, даб-культурой. Его любимыми исполнителями были Captain Beefheart, Can, Magma и Van der Graaf Generator.
The Sex Pistols
К 1975 году Джон Лайдон стал одним из завсегдатаев фетиш-магазина SEX, созданного Малкольмом Маклареном и Вивьен Вествуд. Макларен, незадолго до этого дебютировавший в качестве менеджера, взял под опеку новую группу Sex Pistols, организованную Стивом Джонсом, в состав которой входили также Глен Мэтлок и Пол Кук. Лайдон произвёл на Макларена впечатление как внешним видом, так и исполнением песни Элиса Купера «I'm Eighteen». Лайдону была предложена роль фронтмена. Именно тогда участники группы по инициативе Стива Джонса прозвали Лайдона «Джонни Роттен», имея в виду состояние его зубов.
Cпустя шесть месяцев после прихода в группу Лайдона группа 6 ноября 1975 года дебютировала концертом в художественном колледже Сент-Мартинз. Во многом именно яростное вокальной исполнение и ударные тексты их фронтмена очень скоро превратили Sex Pistols в лидеров панк-движения.
Вскоре в составе группы начались трения между Лайдоном и басистом Гленом Мэтлоком; последний, по мнению вокалиста, был «белым воротничком» и слишком «превозносил Beatles». Мэтлок в автобиографии утверждал, что все конфликты в составе, включая этот, дирижировались Маклареном. После ухода Мэтлока Лайдон предложил ввести в состав своего школьного друга Джона Ритчи, более известного как Сид Вишес.
Впервые по-настоящему знаменитым он стал в декабре 1976 года, когда имя «Джонни Роттен» стало «самым страшным ругательством в устах домохозяек». Это произошло после того, как в телепрограмме Today Лайдон удовлетворил просьбу ведущего Билла Гранди сказать «что-нибудь грубое».
Сочетание двух талантов Макларена и Роттена, красноречивого выразителя крайне язвительного и иронического отношения к социальной системе, произвело ошеломляющий эффект. Тексты Лайдона «Anarchy in the U.K.» и особенно «God Save the Queen» не только шокировали широкую публику, но и вызвали ярость монархистов. В июне 1977 года на группу было совершено нападение, и Лайдон был ранен ножом в ладонь.
К концу 1977 года возникла другая причина для трений между Лайдоном с одной стороны и остальными участниками группы и Маклареном с другой: отношения Вишеса с Нэнси Спанджен. Последний для себя концерт Sex Pistols в сан-францисском зале «Winterland» в январе 1978 года Лайдон завершил риторическим вопросом, обращённым к аудитории: «Когда-нибудь возникает ощущение, что вас дурачат?» Вскоре после этого Макларен, Джонс и Кук отправились в Бразилию записываться с Ронни Биггсом, участником знаменитого ограбления поезда. Лайдон отказался за ними последовать, выразив скептическое отношение к идее.
Разложение и распад The Sex Pistols был документирован в сатирической киноленте Джулиана Темпла The Great Rock 'n' Roll Swindle, в которой Лайдон принять участие отказался, считая, что проект находится под слишком жёстким контролем Макларена. Много лет спустя, однако, он согласился с участием Темпла в работе над документальным фильмом о Sex Pistols под названием The Filth and the Fury, где с непривычной для него эмоциональностью рассказал о падении и смерти Сида Вишеса.
Воссоединение
В 1996 году Джон Лайдон принял участие в воссоединении Sex Pistols, провёл с группой коммерчески успешное летнее турне и выпустил альбом Filthy Lucre Live. В 2008 году в составе Sex Pistols Лайдон провёл Combine Harvester Tour, выступив с концертами и в России.
Public Image Limited
В конечном итоге роковыми для судьбы Sex Pistols стали некомпетентность: музыкальная Вишеса, деловая Макларена. После концерта в Сан-Франциско практически без гроша в кармане Лайдон вылетел в Англию и почти сразу же образовал Public Image Limited, где стал выступать уже под своим собственным именем. Группа просуществовала 14 лет; Лайдон всё это время оставался её единственным постоянным участником.
Макларен через суд запретил Лайдону использовать имя «Rotten», но такой необходимости и не возникло. Обладатель уникальных имиджа, голоса и авторского таланта, тот в PiL вышел на путь творческого развития, к наследию Sex Pistols практически отношения не имевший. В творчестве своей новой группы он в неожиданном сочетании свёл несколько музыкальных стилей и идей. Смена направления с одной стороны оттолкнула от Лайдона многих фанатов его прежней группы, с другой привлекла к нему аудиторию с более разнообразными и радикальными музыкальными предпочтениями и сблизила его с пост-панк-сценой, поставив в один ряд с Wire, The Fall, и Gang of Four. Особенно высоко музыкальная критика оценила второй альбом Metal Box; считается, что он оказал значительное влияние на развитие индастриал.
В 1986 году Лайдон вернул себе через суд право на имя «Роттен», но главное, в результате его судебной победы над Маклареном Sex Pistols получили полный контроль над своим музыкальным материалом.
Группа много гастролировала; в 1988 году прошёл концерт в Советском Союзе. Параллельно с участием в PiL Лайдон принял участие в ряде оригинальных совместных проектов, наиболее заметными из которых были сотрудничество с Africa Bambaataa и танцевальным дуэтом Leftfield.
Альбом PiL That What Is Not был встречен критикой с меньшим энтузиазмом, нежели предыдущие. Лайдон взял паузу и выпустил книгу мемуаров «Роттен: Вход ирландцам, чёрным и собакам воспрещён», в работе над которой приняли участие Пол Кук и Стив Джонс, а также друзья и сотрудники: Джон Рэмбо Стивенс, Джульен Темпл, Крисси Хайнд, Билли Айдол и другие. В 1995 году Лайдон рассказал корреспонденту журнала Q, что работает над второй частью автобиографии, охватывающей годы, проведенные в PiL.
В 1994 году Лайдон распустил Public Image Limited.
Сольная карьера
Первоначально предполагалось, что Лайдон займётся сольной карьерой, но успех автобиографии изменил его планы. Лишь в 1997 году, после концертного турне воссоединённых Sex Pistols, вышел первый сольный альбом Джона Лайдона Psycho's Path, в котором к основным характеристикам прежнего звучания PiL добавились элементы танцевальной электроники. После этого он лишь эпизодически возвращался к студийной работе. Новый трек «The Rabbit Song» был включен в компиляцию Best of British £1 Notes.
2009: воссоединение PiL
В сентябре 2009 было объявлено о воссоединении Public Image Limited для проведения британского турне, первого за 17 лет, причём Лайдон сам финансировал это мероприятие, использовав все деньги, полученные от рекламы масла Country Life.
В составе не оказалось музыкантов первого состава Джа Уоббла и Кейта Левина, но зато вернулись гитарист Лу Эдмондс и ударник Брюс Смит, к которым также присоединится мультиинструменталист Скотт Фёрт. Группа провела серию предрождественских концертов в Великобритании, которая началась 15 декабря выступлением в Бирмингеме. Турне получило позитивные отклики в прессе и явилось основой для концертного сборника ALiFE 2009. В апреле 2010 года PiL вышли в обширное американское турне и выступили хедлайнерами на фестивале Coachella.
Просмотров: 9255
|