Все музыканты // Копытман, Марк Рувимович

22 января 2011





Марк Рувимович Копытман — молдавско-израильский композитор, музыковед и педагог. Профессор и ректор Академии музыки и танца имени Рубина в Иерусалиме. Лауреат премии имени С. А. Кусевицкого за произведение «Голоса памяти».

Биография

В Советском Союзе

Марк Копытман родился в 1929 году в Каменец-Подольском в семье врача. В 1950 году окончил Черновицкое музыкальное училище по классу фортепиано и в 1952 году Черновицкий медицинский институт. Работал врачом во Львове и одновременно занимался в Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко по классу композиции и теории музыки у профессора Р. Симовича. После окончания консерватории в 1955 году поступил в аспирантуру при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в класс композиции профессора С. С. Богатырёва. Защитил кандидатскую диссертацию «О канонической имитации» по теории композиции в 1958 году и был направлен преподавателем композиции и теории музыки в Алма-Атинскую консерваторию. С 1963 по 1972 год преподавал композицию и теорию музыки в Кишинёвском институте искусств имени Г. Музическу.

Из ранних произведений М. Р. Копытмана выделяются симфоническая поэма «Предания старой крепости», симфония в 4-х частях, «Песни о заточении и борьбе» на стихи Николаса Гильена, хоровой цикл «За далью даль» на стихи А. Т. Твардовского, цикл детских песен, вокальный цикл на стихи Сильвы Капутикян «Песни трудной любви», пьесы для квартета на основе буковинского украинского и казахского фольклора. За годы жизни в Кишинёве на молдавском языке М. Р. Копытманом были созданы оратория «Песни кодр» на слова Виктора Телеукэ, хоровая композиция «Сорок лет» на слова Виктора Телеукэ для смешанного хора, опера «Каса маре» в двух актах для солистов, хора и оркестра на либретто Виктора Телеукэ по пьесе Иона Друцэ, хоровая композиция «Десять молдавских народных песен». В 1972 году им была написана симфоническая поэма Soare cu dinţi на стихи молдавского поэта Михая Чиботару, которую он переработал уже в Израиле в 1994 году. По мотивам молдавской народной музыки созданы «Шесть молдавских мелодий». В 1964—1965 годах был написан «Второй квартет» на еврейскую тематику памяти отца, в 1968, 1981 и 1992 годах переработанный для виолончели и струнного оркестра под названием «Кадиш», синфониета и концертино. С конца 1960-х годов М. Р. Копытман начал сочетать традиционные элементы с авангардистскими средствами композиции, что нашло отражение уже в его «Концерте» и «Незаконченных стихах» на тексты М. Геловани, В. Занадворова, Х. Калоева и Н. Майорова.

В эти годы на русском языке были изданы теоретические работы М. Копытмана «О канонической имитации», «Множественные каноны и канонические последовательности», «Симфоническая музыка», «Теоретические работы С. С. Богатырёва», учебник «Хоровая композиция», книги «Музыкальные формы и жанры», «О полифонии», «Хоровое письмо».

В Израиле

Слева направо: Марк Копытман, Гари Бертини и Иссахар Бен-Яаков, 1979.

В 1972 году М. Р. Копытман переехал в Израиль, где был назначен профессором композиции в Академии музыки и танца имени Рубина в Иерусалиме. В 1974 году М. Р. Копытман был избран заведующим кафедрой теории музыки и композиции и ректором Академии, оставаясь в этой должности до 1994 года. В 1991 году он основал камерный ансамбль «Дорон» для исполнения произведений композиторов XX столетия.

В Израиле им были написаны «Октябрьское солнце» для меццо-сопрано и оркестра на стихи Иегуды Амихая, «Голоса» для сопрано, фортепиано и оркестра, балеты «Монодрама» для труппы «Бат-Шева» и «Призма» для труппы «Бат Дор», музыка к спектаклю о героине Сопротивления в Венгрии Ханне Сенеш «Крылья», вокализ для меццо-сопрано и оркестра «Ротации»; цикл «Cantus» для струнного трио, для виолончели с оркестром, для альта с оркестром и других инструментов; «Голос памяти» на основе фольклора йеменских евреев, камерная опера «Камерные сцены из жизни Зюскинда из Тримберга» о похождениях еврейского миннезингера, поэта и врача первой половины XIII столетия из Баварии на либретто Рехи Фрайер для солистов, хора, танцоров и оркестра; серия хоровых произведений на стихи Йехуды Амихая и на стихи еврейских поэтов древности и средневековья, а также Эдмона Жабе; вокальные циклы на стихи средневекового каббалиста Авраама Абулафии «Круги», Эдмона Жабе «Восемь страниц», Йонатана Ратоша «Уйти» и «Если есть седьмые небеса», Давида Фогеля «Три ночи».

На английском языке были опубликованы работы «Pitch Graph», «Rotations — Transformations and Pitch Graph», «Bach's Secret Counterpoint», четыре тома этюдов по композиции «Studies in Composition» I—IV: «About Heterophony», «Symmetrical Modes», «Composition with Blocks», «About Melody Writing».

Среди учеников М. Копытмана — Освальдо Голихов.



Просмотров: 7686


<<< Копленд, Аарон
Корндорф, Николай Сергеевич >>>