Все музыканты // Клейн, Аллен

23 января 2011





Аллен Клейн — американский бизнесмен и музыкальный менеджер, известный, в частности, по работам с The Beatles и The Rolling Stones.

Биография

Аллен Клейн родился в Ньюарке, Нью-Джерси, в семье еврейских иммигрантов из Будапешта. Его отец был мясником, а мать умерла, когда Аллену ещё не исполнилось года. Будучи подростком, он работал на нескольких работах, а вечером ходил на вечерние занятия в школу. Он преуспел в арифметике, окончил колледж Упсала в Нью-Джерси, в 1956 году, после чего в качестве бухгалтера начал рабоу в шоу-бизнесе.

В 1957 году Клейн начал свой собственный бизнес, в партнёрстве со своей женой Бетти. Несколько лет спустя, на свадьбе, он встретился с певцом Бобби Дарином и спросил его: «Хотели бы вы заработать $ 100000»? Ошеломленный Дарин спросил, что он должен для этого сделать. Клейн ответил: «Ничего», — после чего подал в суд на записывающую компанию Дарина, которая, как он полагал, недоплачивала певцу. Дарин позволил провести Клейн бухгалтерскую проверку и вскоре получил от того чек — ровно на обещанную сумму. «Нет победы, нет оплаты» — таким стал девиз Клейна. Инсайдеры звукозаписывающей индустрии начали бояться его. Клейна начали рекомендовать многим известным музыкантам.

Cameo Records

Лейбл звукозаписи Cameo Records был создан в 1956 году, а Parkway, дочерняя компания, — в 1958 году. Обе были основаны в Филадельфии и ориентировались на подростковый поп-рынок. К 1964 году хит-потенциал Cameo Records иссяк, но компания продержалась до 1967 года. Наконец, в 1967 году Клейн выкупил Cameo Records вместе с правами на музыку The Animals, Herman's Hermits, Бобби Райделла, ? & the Mysterians и Чабби Чеккера, а также записи сделанные Микки Мостом.

The Rolling Stones

В 1965 году Клейн стал со-менеджером The Rolling Stones, а год спустя выкупил долю прав на управление делами группы у Эндрю Луг Олдхэма, который, впрочем, продолжал работать в качестве её менеджера до конца 1967 года. Мик Джаггер учился в Лондонской школе экономики: он был поражён деловой проницательностью Клейна и рекомендовал его Полу Маккартни. Вскоре, однако, у Джаггер в профессиональности Кляйна стали появляться сомнения.

В 1970 году Rolling Stones решили уволить Кляйна и создать свои собственные бизнес-проекты. Бизнесмен подал на группу в суд; по решению последнего к нему перешли права на большинство песен Rolling Stones, записанных до 1971 года. Кейт Ричардс позднее назвал эти решения суда как «ценой за обучение».

К концу 1990-х годов некоторые из альбомов Rolling Stones остались неизданными на компакт-дисках. В 2002 году под руководством Джоди Клейна был произведён ремастеринг альбомов группы 1960-х годов, что способствовало заметному росту интереса к ним. Один из редчайший альбомов The Rolling Stones, Metamorphosis, лейбл ABKCO, которым руководил Аллке Клейн.

The Beatles

Во время съёмок Rock and Roll Circus Клейн случайно познакомился с Джоном Ленноном. После смерти Брайана Эпштейна в 1967 году Beatles остались без менеджера. рутинные дела группы вела компания NEMS, возглавляемая братом Эпштейна Клайвом; связующим звеном здесь служил Питер Браун, наладившим хорошие отношения как с Эпштейном, так и с Полом Маккартни.

Не имея концертного графика, но с массой концертных обязательств на руках, Beatles нуждались в менеджменте особого рода. Постепенно они утратили связи со многими из тех, с кем Эпштейн заключал коммерческие сделки, — в частности, музыкальным издателем Диком Джеймсом и финансовым советником доктором Уолтером Страком, — cвязи, обеспечивавшими финансовую безопасность группы.

Участники The Beatles привыкли просить об услугах, не задумываясь о цене; компания Apple Records, в основном, и была построена на этом принципе. Эпштейн для битлов был человеком, который всегда мог положить предел расточительству, обсудив практические детали, сказать «нет» ненужным расходам. Всё это оказалось почти позабыто. Лишившись человека, который их контролировал, музыканты стали сорить деньгами и доверять ненадёжным людям; у них возникли проблемы.

К 1969 году финансовые дела Apple Records пришли в беспорядок; становилось очевидно, что им был необходим деловой мозг, чтобы уладить все возникшие на тот момент проблемы. Было рассмотрено несколько кандидатур на пост «мозга», включая лорда Бичинга. Маккартни предлагал на эту роль своего тестя Ли Истмэна; эта кандидатура встретила противодействие остальных участников группы, подозревавших, что тот будет заботиться, в основном, об интересах Маккартни. Прочтя заявление Леннона о том, что Beatles, если всё будет продолжаться также, через шесть месяцев обанкротятся, вошёл с ним в контакт и предложил условие, по которому комиссионные он получил бы лишь в том случае, если бы поднял бизнес; от Applе, теряющей деньги, он не собирался ничего брать.

Леннон встретился с Клейном в отеле «Дорчестер». Бизнесмен произвёл на него впечатление — как глубоким знанием песен, так и «уличным» характером деловой хватки. Леннон убедил Джорджа Харрисона и Ринго Старра в том, что Клейн должен вступить в должность менеджера вместо Истмэна. Маккартни, согласившийся — с тем, чтобы продемонстрировать «единство» участников группы, — позировать для фотографов, делая вид, будто подписывает контракт, в действительности не оставил своей подписи на бумаге. Это фундаментальное разногласие в вопросе о том, кто должен управлять делами группы, под которым скрывались накапливавшиеся долгие годы раздражение и взаимное недоверие музыкантов, в конечном итоге явилось одним из ключевых факторов распада The Beatles.

В 1969 году Кляйн перезаключил контракт The Beatles с EMI, добившись того, что музыкантам группы стал выплачиваться самый высокий на тот момент процент авторских отчислений: 69 центов с альбома. В обмен компания EMI получила возможность выпустить несколько сборников раннего материала — сделать то, чего не позволял ей Брайан Эпстайн. Кляйн взял под свой контроль процесс изданиея сингла «Something»/«Come Together», вышедшего в решающий момент, когда Apple отчаянно нуждалась в финансовых притоках. Он же реанимимровал заброшенный проект Get Back, вызвав Фила Спектора в Англию для работы с плёнками. Кляйн изменил распорядок дня и привычки работников офисов Apple, в частности, установил таймер для штата, настоял на том, чтобы еда централизованно доставлялась из кухни, располагавшейся в здании, а не готовилась каждый раз по отдельному требованию. Кляйн сократил статьи расходов компании, отмененил выплаты и кредиты по открытым счетам для многих партнеров Beatles, а также «друзей друзей», сотрудничавшие с компанией, в частности, консультантами.

Маккартни продолжал не доверять Кляйну, хоть и заметил однаджды: «Если ты нас обворовываешь, то — не понимаю, каким образом». После их неофициального соглашения о распаде в конце 1969 года он в конечном счете предъявил иск другим трем битлам за то, что он назвал «разводом». Маккартни заявил, что хотел бы юридически распустить Beatles, не позволив Кляйну «выдоить» артистическое наследие группы.




Просмотров: 7569


<<< Битломания
Легенда о смерти Пола Маккартни >>>